Не надо из санкций делать катастрофу

18 ноября глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в Астраханской области Особой экономической зоны промышленно-производственного типа. ОЗЭ
расположится на базе судостроительного завода «Лотос» в Наримановском районе, в 40 километрах от областного центра. Предполагается, что резидентами ОЭЗ станут компании, работающие в сфере
судостроения, судоремонта, обслуживания нефте- и газодобывающего комплекса Северного Каспия. Уже очевидно, что развитие астраханской ОЭЗ будет происходить в непростых условиях санкций и
экономического кризиса.

О том, какие пути для работы в непростых условиях следует выбирать, и о перспективах развития ОЭЗ «Астрахань» ВолгаПромЭксперт беседует с депутатом Думы Астраханской области,
главой комитета по промышленности и транспорту Сергеем Саушиным.

Сергей Александрович, создание ОЭЗ в Астраханской области прорабатывалось долго. Но сейчас, когда постановление о ее создании на территории нашего региона подписано, мы оказались в другой
внешнеэкономической ситуации — из-за санкций. Сможем ли мы набрать необходимое количество резидентов? Если нет, то кем их заменить?

— Почему мы рассматриваем санкции исключительно как что-то плохое и негативное для крупных подобных проектов? Я придерживаюсь другой точки зрения – санкции, это шанс наладить собственное производство
в тех сферах, где мы много лет были в зависимости от иностранных компаний. В этом нет ничего плохого и не надо из санкций делать катастрофу. Тот, кто хочет работать, будет работать.
Астраханская область имеет очень выгодное во всех отношениях географическое положение – это немаловажный факт. У нас рядом Каспий, Кавказ, выход на Иран, Азию. А теперь наш регион будет еще и иметь
на своей территории Особую экономическую зону. Это очень серьезное преимущество.

Резидентами нашей ОЭЗ, согласно информации от правительства Астраханской области являются в основном иностранные компании. В частности, из Европы. Не передумают ли работать здесь? Может
сами они и не хотят отказываться от работы, но под давлением своих правительств будут вынуждены это сделать…

— В России не так много компаний из числа европейских, которые занимаются реальным производством на территории нашей страны. Речь не идет о каких-то складах, магазинах, об «отверточных сборках», а о
реальном секторе производства.

Мы говорим именно о таком производстве. У ОЭЗ узконаправленная цель — производство. Если бы мы говорили о подобном проекте до того, как сложилась нынешняя ситуация в отношениях России и Запада,
это была бы по большей части профанация. Привлекали бы торговлю, сферу обслуживания и так далее. Но ни торговля, ни сектор обслуживания ничего не производят. И еще. Не стоит смотреть только на
Европу. На ней свет клином не сходится.

Мы бы с радостью еще куда-нибудь смотрели, но речь о том, что основными резидентами нашей ОЭЗ подразумеваются именно европейские компании. На данный момент, по крайней мере.
— Я пока не слышал, чтобы те резиденты ОЭЗ, с которыми уже есть договоренности, отказывались от работы. И, кстати, назовите мне хоть одну европейскую компанию, которая уже вложила хоть рубль в
производственный цикл здесь, в регионе, кроме, пожалуй, «Шлюмберже»? Нет пока таких. Тогда о чем мы говорим?

Кто тогда их сможет заменить?
— У нас рядом Казахстан – мощнейший наш партнер по евро-азиатскому сотрудничеству, не за горами и Китай. Вы знаете, что в Ставропольском крае сейчас ведется строительство завода по производству
грузовиков, который, в принципе, мог бы разместиться и на территории Астраханской области? Именно по производству, а не «отверточной сборке». Надо отличать реальное производство от «отверточной
сборки».

В этом плане интересным примером может быть Калужская область. Там хоть и пресловутая «отверточная сборка» автомобилей, но они привлекли именно в свой регион такие крупные производства как
Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Skoda, Volkswagen и другие. И там создается множество вспомогательных предприятий для обслуживания этих крупных заводов. Разве это плохо?

— Это один из положительных примеров. И я уверен, что европейские производители, которые зашли туда несколько лет назад, продолжат работу и развитие в России.

Они уже зашли туда давно и работают. У нас иная ситуация – пока никто не начал работу. Как вы подметили, «ни рубля не вложил».
— В этой ситуации не надо преувеличивать влияние санкций. Думаю, что большинство резидентов, которые ранее выразили намерение работать в Астраханской области, придут сюда. Они заинтересованы в работе
здесь не меньше, чем те, кто их привлекает.

Губернатор Александр Жилкин много раз говорил о том, что в Астраханской области есть свои компании, которые тоже могли бы стать резидентами ОЭЗ. Как вы считаете, действительно ли таковые
есть? Насколько это реально? Есть ли у нас те, кто готов создавать высокотехнологичные производства, а не пытаться лишь получать налоговые льготы?

— Сейчас об этом сложно сказать. Это будет зависеть в первую очередь от желания самих компаний. Но предпосылки для того, чтобы заниматься реальным производством, в нашем регионе есть. То же сельское
хозяйство. Это может и несколько другая тема, но ее не стоит рассматривать отдельно. Ведь отрасль АПК тоже требует определенных современных технологий, оборудования. В том числе и
высокотехнологичного. И такое оборудование всегда проще произвести здесь, чем везти откуда-то, раз мы имеем теперь такое конкурентное преимущество. Конечно, это не сразу произойдет, это более долгий
процесс.

Сейчас астраханская ОЭЗ по большей части будет ориентирована обслуживание нефтедобывающей сферы и судостроение-судоремонт, поскольку это взаимосвязанные направления. Однако в регионе
планируется подготовка и специалистов по другим направлениям – тоже для последующей работы на ОЭЗ. Какие еще направления с вашей точки зрения могут получить развитие на территории ОЭЗ? Шли разговоры
о фармацевтических проектах и даже автомобилестроении. Насколько область у нас подготовлена в кадровом плане к такому?

— Развернуто на такой вопрос я сейчас не отвечу. Я отношусь к категории реалистов. Надо реально смотреть на то, что мы сегодня из себя представляем — имею в виду территорию Астраханской области. И
смотреть на то, в каких сферах обладаем природными, географическими и другими преимуществами. Первое – это Волга. Поэтому очевидно, что здесь развивается судостроение и судоремонт. Второе — Каспий, в
котором, думаю, можно много интересных проектов помимо добычи углеводородов реализовать. При желании. Третье – наличие определенных ресурсов кроме углеводородов – это гипс и соль. Сегодня наша соль
увозится в Бузулук, там фасуется и под маркой оренбургской соли идет на рынок. И это йод. Про него не надо забывать.

Проект с йодом пока заморожен, хотя его реализацию планировали начать несколько лет назад.
— У нас в Астраханской области богатейшее по запасам месторождение йода. На территории Наримановского района, кстати. Разведано оно уже давно, и оценено. Но за него пока никто не берется. На это есть
объективные причины, так как само производство очень непростое, готового промышленного комплекса для этого не существует. Технологии его производства здесь требуют серьезной научной проработки.
Ну и самое главное, что у нас есть благодаря природным и климатическим условиям – сельхозпроизводство, рыбопроизводство – это то, что здесь лучше развито, чем в любом соседнем регионе. Оно
автоматически должно тянуть сопутствующие сектора производства и обслуживания. Это я назвал то, что лежит на поверхности. И еще неплохо было бы рассматривать внешнюю политику нашего государства не
только под призмой того, насколько вырос доллар, а чуть шире. Создан Евро-Азиатский союз. Наш президент лично был в Китае, с Ираном были переговоры, с Турцией. Надо смотреть, чем занимаются эти
страны, по отношению к которым Астраханская область имеет определенные конкурентные преимущества перед другими регионами России.

Иран – это сельское хозяйство и добыча/переработка углеводородов. Уже возникает определенная «смычка». И есть предпосылки для того, чтобы наши инвесторы совместно с иностранными своими партнерами
реализовывали совместные проекты. Причем я не говорю сейчас о европейских инвесторах, они пусть сами думают, хотят участвовать, или не хотят. Это их дело. Мы никому не запрещаем, но и бегать за ними
не должны.
И давайте не будем забывать, что наша ОЭЗ, помимо налоговых льгот, дает желающим там разместиться еще одно существенное преимущество по энергообеспечению. Это близость углеводородов, это более
климатически выгодные условия для альтернативных источников энергоснабжения, чему примером может быть Наримановский район, где подобные проекты успешно развиваются. И, опять же, вода, что
немаловажно.

Вопрос относительно города Нариманов. Станет ли он благодаря развитию ОЭЗ со временем полноценным промышленным городом-спутником Астрахани, что когда-то планировалось? Проекты там были на
этот счет во времена СССР.

— Станет или не станет – это надо к экстрасенсам сходить и узнать. Тут надо смотреть, что для этого делается с точки зрения исполнительной и законодательной власти. А делается очень много.
Инфраструктура развивается, условия создаются. Если люди хотят – пожалуйста! Никто не мешает самим наримановцам включаться в работу. Не просто сидеть рядом и смотреть, будет ли кто-то на их
территории что-то делать или нет. Им никто не мешает решать свою судьбу самим.

Спасибо!

Беседовал Михаил Лачугин

«Шлюмберже» может сократить численность сотрудников в Астрахани

Нефтесервисная компания «Шлюмберже» сократит 9 000 сотрудников по всему миру, что обусловлено существенным снижением цен на нефть и снижением расходов добывающих компаний на
разведку и добычу нефти, сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на «Коммерсант».

Сокращения могут коснуться и российских подразделений компании. Напомним, что в Астрахани находится нефтесервисная «Шлюмберже», являющаяся одной из крупнейших в мире. База была открыта в конце ноября 2014 года, ее специализация — обслуживание нефтепромыслового оборудования
месторождений Севергого Каспия, Юга России, а также северных морей.

В астраханском офисе компании от комментариев отказались, а источник ВолгаПромЭксперт, знакомый с ситуацией непосредственно на производстве, сообщил, что сокращения возможны и в Астраханском
подразделении и есть «некоторая неопределенность и тревога» в связи с этим. При этом он отметил, что на данный момент реализация проектов по добыче углеводородов на Каспии продолжается и не
сворачивается.

Как сообщил корреспонденту ВолгаПромЭксперт вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти «Шлюмберже» — Россия и Центральная Азия Александр
Борисов
, сокращение численности сотрудников компании «Шлюмберже» было начато в четвертом квартале 2014 года и, как предполагается, затронет в целом около 9 000 человек. Процесс сокращения
численности персонала планируется завершить в первом квартале 2015 года.

Борисов отметил, что компания не раскрывает подробностей о месте и времени проведения такого глобального сокращения. В настоящее время штат сотрудников «Шлюмберже» по всему миру составляет около
120 000 человек. 

Лоукостер «Победа» может начать полеты в Астрахань уже в марте

Авиакомпания «Победа» может начать выполнение рейсов из Астрахани в Москву уже в марте нынешнего года, сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на заместителя генерального директора аэропорта «Астрахань» Сергея Дмитриева.

Рейсы будут выполняться из аэропорта Внуково – предположительно с конца марта. В данный момент астраханский аэропорт ожидает заявку от перевозчика.

Напомним, что авиакомпания «Победа», которая является «дочкой» «Аэрофлота», работает по модели низкобюджетных перевозок – лоукоста, что позволяет значительно снизить стоимость билетов – до 40% от средних тарифов. «Победа» начала выполнение полетов 1 декабря 2014 года. В парке перевозчика новые самолеты Boeing-737-800. В настоящее время авиакомпания выполняет полеты из Москвы в Волгоград, Махачкалу, Тюмень, Сургут, Сочи, Белгород, Екатеринбург, Пермь, Владикавказ и Минеральные Воды.

Арестовано летное имущество компании «ЮТэйр» по иску Альфа-Банка

Альфа-Банк объявляет о том, что на основании определения арбитражного суда службой судебных приставов были арестованы три антиобледенительные машины в аэропорту «Внуково»,
сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на пресс-службу банка.

Мы сожалеем о том, что исполнение этого судебного решения, вероятно, создаст сложности для осуществления полетов и может создать ситуацию, при которой вылеты ряда рейсов могут быть задержаны.
Одновременно с этим, мы призываем руководство «ЮТэйр» и его акционеров к погашению задолженности. В противном случае мы будем вынуждены продолжить действия по взысканию имущества,
принадлежащего авиакомпании «ЮТэйр». Мы неоднократно заявляли, что все наши действия мы предпринимаем с целью защиты интересов наших клиентов — держателей депозитов. Мы всегда готовы к конструктивным
переговорам по урегулированию возникшей ситуации, единственное решение которой мы видим в погашении задолженности.

Ранее Альфа-Банк сообщил, что выполнил просьбу правительства РФ о введении моратория на взыскание задолженности с компании «ЮТэйр», который действовал в период новогодних праздников. К сожалению,
ситуация с задолженностью осталась неурегулированной, в связи с чем банк возобновил свои действия по взысканию просроченной задолженности авиакомпании «ЮТэйр» и продолжил комплекс юридических
действий, направленных на взыскание просроченной задолженности, в том числе, включающий и аресты летного имущества компании.

Холдинг «Швабе» создаст наукоград в Казани

Оптико-электронный холдинг «Швабе» создаст инжиниринговый центр в Казани. Основной целью создания наукограда является организация полного цикла производства наукоемкой продукции —
от научной идеи до конкурентоспособного продукта — на базе уникальных научно-исследовательских лабораторий, сообщает ВолгаПромЭксперт.

По замыслу авторов идеи, создание наукограда должно ускорить развитие оптоэлектронных технологий во многих наукоемких отраслях промышленности. Для подготовки высококвалифицированных специалистов в
области оптико-электронной и лазерной техники на базе инжинирингового центра предполагается открыть технический университет с модульными программами, созданы и лицензированы аспирантура и
диссертационный совет. Также запланировано создание школы-интерната для одаренных детей.

Казанский инжиниринговый центр будет обладать всем комплексом возможностей для полноценной жизни человека и станет центром генерации, накопления и передачи знаний, заверяет генеральный директор
холдинга Сергей Максин.

Справка:
Холдинг «Швабе», входящий в Госкорпорацию Ростех, объединяет 64 организации, в том числе научно-производственные объединения, конструкторские бюро, оптические институты, а также сервисно-сбытовые
компании. Холдинг разрабатывает и производит высокотехнологичные оптико-электронные системы и комплексы, оптические материалы, медицинское оборудование, энергосберегающую светотехнику и другие виды
продукции.

Coca-Cola с «осторожным оптимизмом» оценила перспективы своей работы в России

Coca-Cola смотрит с «осторожным оптимизмом» на перспективы своей работы в России. Об этом заявил агентству ТАСС старший вице-президент The Coca-Cola Company Клайд
Таггл
в ходе Гайдаровского форума. «Мы оптимистично, хотя и с осторожным оптимизмом смотрим на перспективы нашей работы в России», — сказал он.

Таггл отметил, что Coca-Cola «распаковала свои чемоданы» в России и остается, несмотря на сложную экономическую ситуацию. «С учетом огромных пространств РФ и долгосрочной привлекательности
России для инвесторов, мы готовы продолжить свою работу здесь», — резюмировал топ-менеджер.

Как сообщалось ранее, по итогам 9 месяцев 2014 года Coca-Cola потеряла 32 млн. долларов из-за реструктуризации сокового бизнеса в России. На соответствующую сумму была сокращена прибыль Bottling
Investments Group (одно из трех основных направлений бизнеса Coca-Cola) за отчетный период.

Напомним, что с лета 2014 года Coca-Cola остановила работу двух соковых заводов «Нидан» (в подмосковных Котельниках и Новосибирске) с совокупной мощностью этих производств в 560 млн. литров в
год.

Астраханская область сохраняет статус региона со средней социально-политической устойчивостью

Астраханская область сохраняет статус региона со средней социально-политической устойчивостью, сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на данные фонда «Петербургская политика» за декабрь 2014 года.

Согласно результатам исследования, Астраханская область сохранила свои ноябрьские позиции: у региона 6 баллов из 10 возможных.

В числе позитивных факторов, повлиявших на рейтинг, сформированный по итогам декабря, эксперты отметили: подписание Минэкономразвития РФ, правительством региона и администрацией Наримановского
района соглашения о создании ОЭЗ промышленно-производственного типа, открытие с участием губернатора Александра Жилкина после капитального ремонта 3 отделений в Областной детской
клинической больнице, Визит в регион делегации китайской провинции Хэнань, а также рост позиций в Рейтинге регионов по качеству жизни (+6 мест).

Из негативных событий выделено повышение с 1 января стоимости проезда в общественном транспорте Астрахани и 133-е место областного центра в рейтинге привлекательности городской среды
проживания Российского союза инженеров.

Справка:
Рейтинг Фонда «Петербургская политика» публикуется с осени 2012 года на ежемесячной основе. В его рамках оценивается уровень социально-политической устойчивости во всех субъектах Российской
Федерации. Уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 — максимальная оценка, 1 — минимальная. 

«Аэрофлот» закажет дополнительно 20 российских самолетов SSJ-100

Аэрофлот и Гражданские самолеты Сухого (ГСС) заключили соглашение о поставке 20 новейших российских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ100). Меморандум о
намерениях сегодня подписали генеральный директор ОАО «Аэрофлот» Виталий Савельев и председатель совета директоров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Михаил Погосян,
сообщает ВолгаПромЭксперт.

Воздушные суда будут приобретены в дополнение к существующему твердому контракту на поставку 30 таких машин. Таким образом, флот ведущей российской авиакомпании к 2017 году будет насчитывать 50
воздушных судов этого типа.

Большинство самолетов SSJ100 будет поставлено Аэрофлоту в комплектации «FULL», рассчитанные на перевозку 87 пассажиров в комфортабельной двухклассной компоновке: 12 мест в салоне бизнес-класса и 75 —
в салоне экономического класса.

Подписанное соглашение открывает качественно новый этап сотрудничества Аэрофлота с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), в которую входит ГСС. Предусматривается корреляция планов
долгосрочного стратегического развития обеих компаний, что придаст мощный импульс развитию российского самолетостроения.

«На сегодняшнем этапе развития программы SSJ100 решение Аэрофлота увеличить парк самолетов до 50 машин  — это не только знак доверия одного из ключевых участников рынка авиаперевозок новому
российскому продукту, но и свидетельство эффективности эксплуатации лайнера. Аэрофлот и Гражданские самолеты Сухого проделали большую работу по введению SSJ100 в эксплуатацию, и я уверен, что новые
самолеты станут эффективным инструментом развития региональных маршрутов авиакомпании», — отметил председатель совета директоров ГСС Михаил Погосян.

«Могу смело заявить, что сегодня Аэрофлот подписал важнейшее для отечественной авиации соглашение о приобретении сразу двадцати лайнеров Sukhoi Superjet 100. В результате число самолетов
отечественного производства в парке нашей компании достигнет полусотни, что можно смело назвать прорывным событием в российской гражданской авиации, — сказал генеральный директор ОАО «Аэрофлот»
Виталий Савельев. 

По состоянию на начало 2015 года Аэрофлот эксплуатирует 16 самолетов SSJ100. Благодаря этим воздушным судам он имеет возможность реализовать одно из ключевых направлений стратегии по построению
глобальной сетевой авиакомпании и укрепить лидерство на внутреннем рынке воздушных перевозок. Самолеты SSJ100 становятся важной частью воздушного парка Аэрофлота, который является самым молодым в
мире среди крупнейших авиакомпаний мира, эксплуатирующих не менее 100 воздушных судов.

«АВТОВАЗ» планирует увеличить продажи автомобилей в нынешнем году почти в 2 раза

Крупнейший российский производитель легковых автомобилей «АВТОВАЗ» планирует в 2015 году выпустить 670 тысяч машин, сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на главу
автоконцерна Бу Андерссона.

По его словам, продажи 2014 года могут составить около 375 тысяч автомобилей. Таким образом, производство в новом году может вырасти в 1,8 раза.

«Мы выйдем на более скромные финансовые показатели в 2014 году, чем я ожидал, у нас будет убыток. Поскольку мы потеряли по РСБУ 2 миллиарда рублей за первые девять месяцев, это операционный
убыток, то за последние три месяца мы не сможем выйти в прибыль. К тому же рынок усложнился, мы несем больше затрат», — сообщил Андерссон в интервью газете «Коммерсант».

Андерссон прогнозирует, что по итогам 2014 года рынок упадет на 15%, а продажи Lada — на 10%. «Но в 2015 году выйдем на прибыль. Самый большой вызов для нас, самая большая проблема для выхода в
прибыль — это база поставщиков. И как раз в этой же сфере огромное влияние оказывает курсовая разница. Конечно, относительно других производителей эффект меньший, но на нас сказывается латентный
эффект — многие наши российские поставщики закупают комплектующие за границей», – пояснил он.

«В следующем году в целом мы планируем произвести 670 тысяч машин. Мы всегда можем подстроиться под меняющийся рынок благодаря системе предзаказов, на которую мы перешли в сентябре», — отметил
глава компании. По его словам, 2015 год будет сложным, однако «АВТОВАЗ» намерен поднять долю рынка до 20% и заработать 3% или как минимум 1,5% операционной маржи.

Российские предприятия легкой промышленности стали шить больше одежды

В условиях закрытия магазинов ряда зарубежных брендов в России пошив одежды отечественными производителями растет, сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на РСН. В ведомстве
считают, что российские компании в состоянии обеспечить достойную замену иностранным производителям.

Наибольший прирост производства отмечается в выпуске курток — в 1,2 раза, платьев — в 1,3 раза, производство костюмов увеличилось в 1,18 раза, брюк — на 9,2%, рубашек — на 9,7%, жакетов женских —
на 3,2%, сообщил агентству заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

По его мнению, российские товары способны занять 40% отечественного рынка, заполнив нишу между сегментом дорогих европейских брендов и «дешевым азиатским ширпотребом». Российские предприятия на
равных могут конкурировать в сфере производства мужских костюмов, постельного белья, домашнего текстиля, обуви, трикотажных изделий, нетканых материалов, готовой кожи и ряда других позиций, считает
заместитель министра.

«У граждан РФ нет предубеждений в отношении отечественной продукции. Согласно последним данным, более 65% опрошенных положительно оценивают ассортимент российских товаров легкой промышленности.
При этом более половины опрошенных (54%) положительно оценивают продукцию по стоимости и качеству», — отметил Виктор Евтухов.

Заместитель министра также сообщил, что продукция российских предприятий легкой промышленности, в частности текстильных, обладает серьезным экспортным потенциалом. Среди таких предприятий он
отметил новый комплекс по производству высокотехнологичных синтетических тканей в городе Шахты, модернизированный Камышинский хлопчатобумажный комбинат в Волгоградской области и Донецкую мануфактуру
из Ростовской области, производящую домашний текстиль.