18 ноября глава правительства России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании в Астраханской области Особой экономической зоны промышленно-производственного типа. ОЗЭ
расположится на базе судостроительного завода «Лотос» в Наримановском районе, в 40 километрах от областного центра. Предполагается, что резидентами ОЭЗ станут компании, работающие в сфере
судостроения, судоремонта, обслуживания нефте- и газодобывающего комплекса Северного Каспия. Уже очевидно, что развитие астраханской ОЭЗ будет происходить в непростых условиях санкций и
экономического кризиса.

О том, какие пути для работы в непростых условиях следует выбирать, и о перспективах развития ОЭЗ «Астрахань» ВолгаПромЭксперт беседует с депутатом Думы Астраханской области,
главой комитета по промышленности и транспорту Сергеем Саушиным.

Сергей Александрович, создание ОЭЗ в Астраханской области прорабатывалось долго. Но сейчас, когда постановление о ее создании на территории нашего региона подписано, мы оказались в другой
внешнеэкономической ситуации — из-за санкций. Сможем ли мы набрать необходимое количество резидентов? Если нет, то кем их заменить?

— Почему мы рассматриваем санкции исключительно как что-то плохое и негативное для крупных подобных проектов? Я придерживаюсь другой точки зрения – санкции, это шанс наладить собственное производство
в тех сферах, где мы много лет были в зависимости от иностранных компаний. В этом нет ничего плохого и не надо из санкций делать катастрофу. Тот, кто хочет работать, будет работать.
Астраханская область имеет очень выгодное во всех отношениях географическое положение – это немаловажный факт. У нас рядом Каспий, Кавказ, выход на Иран, Азию. А теперь наш регион будет еще и иметь
на своей территории Особую экономическую зону. Это очень серьезное преимущество.

Резидентами нашей ОЭЗ, согласно информации от правительства Астраханской области являются в основном иностранные компании. В частности, из Европы. Не передумают ли работать здесь? Может
сами они и не хотят отказываться от работы, но под давлением своих правительств будут вынуждены это сделать…

— В России не так много компаний из числа европейских, которые занимаются реальным производством на территории нашей страны. Речь не идет о каких-то складах, магазинах, об «отверточных сборках», а о
реальном секторе производства.

Мы говорим именно о таком производстве. У ОЭЗ узконаправленная цель — производство. Если бы мы говорили о подобном проекте до того, как сложилась нынешняя ситуация в отношениях России и Запада,
это была бы по большей части профанация. Привлекали бы торговлю, сферу обслуживания и так далее. Но ни торговля, ни сектор обслуживания ничего не производят. И еще. Не стоит смотреть только на
Европу. На ней свет клином не сходится.

Мы бы с радостью еще куда-нибудь смотрели, но речь о том, что основными резидентами нашей ОЭЗ подразумеваются именно европейские компании. На данный момент, по крайней мере.
— Я пока не слышал, чтобы те резиденты ОЭЗ, с которыми уже есть договоренности, отказывались от работы. И, кстати, назовите мне хоть одну европейскую компанию, которая уже вложила хоть рубль в
производственный цикл здесь, в регионе, кроме, пожалуй, «Шлюмберже»? Нет пока таких. Тогда о чем мы говорим?

Кто тогда их сможет заменить?
— У нас рядом Казахстан – мощнейший наш партнер по евро-азиатскому сотрудничеству, не за горами и Китай. Вы знаете, что в Ставропольском крае сейчас ведется строительство завода по производству
грузовиков, который, в принципе, мог бы разместиться и на территории Астраханской области? Именно по производству, а не «отверточной сборке». Надо отличать реальное производство от «отверточной
сборки».

В этом плане интересным примером может быть Калужская область. Там хоть и пресловутая «отверточная сборка» автомобилей, но они привлекли именно в свой регион такие крупные производства как
Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Skoda, Volkswagen и другие. И там создается множество вспомогательных предприятий для обслуживания этих крупных заводов. Разве это плохо?

— Это один из положительных примеров. И я уверен, что европейские производители, которые зашли туда несколько лет назад, продолжат работу и развитие в России.

Они уже зашли туда давно и работают. У нас иная ситуация – пока никто не начал работу. Как вы подметили, «ни рубля не вложил».
— В этой ситуации не надо преувеличивать влияние санкций. Думаю, что большинство резидентов, которые ранее выразили намерение работать в Астраханской области, придут сюда. Они заинтересованы в работе
здесь не меньше, чем те, кто их привлекает.

Губернатор Александр Жилкин много раз говорил о том, что в Астраханской области есть свои компании, которые тоже могли бы стать резидентами ОЭЗ. Как вы считаете, действительно ли таковые
есть? Насколько это реально? Есть ли у нас те, кто готов создавать высокотехнологичные производства, а не пытаться лишь получать налоговые льготы?

— Сейчас об этом сложно сказать. Это будет зависеть в первую очередь от желания самих компаний. Но предпосылки для того, чтобы заниматься реальным производством, в нашем регионе есть. То же сельское
хозяйство. Это может и несколько другая тема, но ее не стоит рассматривать отдельно. Ведь отрасль АПК тоже требует определенных современных технологий, оборудования. В том числе и
высокотехнологичного. И такое оборудование всегда проще произвести здесь, чем везти откуда-то, раз мы имеем теперь такое конкурентное преимущество. Конечно, это не сразу произойдет, это более долгий
процесс.

Сейчас астраханская ОЭЗ по большей части будет ориентирована обслуживание нефтедобывающей сферы и судостроение-судоремонт, поскольку это взаимосвязанные направления. Однако в регионе
планируется подготовка и специалистов по другим направлениям – тоже для последующей работы на ОЭЗ. Какие еще направления с вашей точки зрения могут получить развитие на территории ОЭЗ? Шли разговоры
о фармацевтических проектах и даже автомобилестроении. Насколько область у нас подготовлена в кадровом плане к такому?

— Развернуто на такой вопрос я сейчас не отвечу. Я отношусь к категории реалистов. Надо реально смотреть на то, что мы сегодня из себя представляем — имею в виду территорию Астраханской области. И
смотреть на то, в каких сферах обладаем природными, географическими и другими преимуществами. Первое – это Волга. Поэтому очевидно, что здесь развивается судостроение и судоремонт. Второе — Каспий, в
котором, думаю, можно много интересных проектов помимо добычи углеводородов реализовать. При желании. Третье – наличие определенных ресурсов кроме углеводородов – это гипс и соль. Сегодня наша соль
увозится в Бузулук, там фасуется и под маркой оренбургской соли идет на рынок. И это йод. Про него не надо забывать.

Проект с йодом пока заморожен, хотя его реализацию планировали начать несколько лет назад.
— У нас в Астраханской области богатейшее по запасам месторождение йода. На территории Наримановского района, кстати. Разведано оно уже давно, и оценено. Но за него пока никто не берется. На это есть
объективные причины, так как само производство очень непростое, готового промышленного комплекса для этого не существует. Технологии его производства здесь требуют серьезной научной проработки.
Ну и самое главное, что у нас есть благодаря природным и климатическим условиям – сельхозпроизводство, рыбопроизводство – это то, что здесь лучше развито, чем в любом соседнем регионе. Оно
автоматически должно тянуть сопутствующие сектора производства и обслуживания. Это я назвал то, что лежит на поверхности. И еще неплохо было бы рассматривать внешнюю политику нашего государства не
только под призмой того, насколько вырос доллар, а чуть шире. Создан Евро-Азиатский союз. Наш президент лично был в Китае, с Ираном были переговоры, с Турцией. Надо смотреть, чем занимаются эти
страны, по отношению к которым Астраханская область имеет определенные конкурентные преимущества перед другими регионами России.

Иран – это сельское хозяйство и добыча/переработка углеводородов. Уже возникает определенная «смычка». И есть предпосылки для того, чтобы наши инвесторы совместно с иностранными своими партнерами
реализовывали совместные проекты. Причем я не говорю сейчас о европейских инвесторах, они пусть сами думают, хотят участвовать, или не хотят. Это их дело. Мы никому не запрещаем, но и бегать за ними
не должны.
И давайте не будем забывать, что наша ОЭЗ, помимо налоговых льгот, дает желающим там разместиться еще одно существенное преимущество по энергообеспечению. Это близость углеводородов, это более
климатически выгодные условия для альтернативных источников энергоснабжения, чему примером может быть Наримановский район, где подобные проекты успешно развиваются. И, опять же, вода, что
немаловажно.

Вопрос относительно города Нариманов. Станет ли он благодаря развитию ОЭЗ со временем полноценным промышленным городом-спутником Астрахани, что когда-то планировалось? Проекты там были на
этот счет во времена СССР.

— Станет или не станет – это надо к экстрасенсам сходить и узнать. Тут надо смотреть, что для этого делается с точки зрения исполнительной и законодательной власти. А делается очень много.
Инфраструктура развивается, условия создаются. Если люди хотят – пожалуйста! Никто не мешает самим наримановцам включаться в работу. Не просто сидеть рядом и смотреть, будет ли кто-то на их
территории что-то делать или нет. Им никто не мешает решать свою судьбу самим.

Спасибо!

Беседовал Михаил Лачугин