В рейтинге инвестиционной привлекательности Минрегионразвития РФ, Волгоградская область занимает 70 место из 85. Контрольно-счетная палата региона провела анализ
эффективности реализации областного закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области», в ходе которого сравнила положение области с другими
субъектами РФ в части поддержки инвесторов и выработала предложения по улучшению инвестиционного климата.
Как сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на материалы областной КСП, деятельность коллегиальных органов, созданных в регионе для проведения политики и действий по улучшению
инвестиционного климата, с 2011 года по июль 2014 года практически не осуществлялась. Региональный инвестиционный уполномоченный в Волгоградской области не назначен. Из более, чем десяти
предусмотренных законодательством форм господдержки инвесторов, в Волгоградской области такая помощь оказывается только по четырем. Это: предоставление государственных гарантий, установление
пониженных ставок по налогам, льготного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Волгоградской области.
На момент проведения проверки, инвестиционные соглашения с Правительством Волгоградской области на предоставление господдержки заключили 30 инвесторов, реализующих 36
инвестпроектов в регионе. Суммарный объем освоенных инвестиций по ним на июль 2014 года составил 117,4 млрд. рублей.
Девять инвесторов, воспользовавшихся льготами, ввели в эксплуатацию 12 промышленных объектов, создано 449 новых рабочих мест, в консолидированный бюджет Волгоградской области за период с 2011 год
по июль 2014 года дополнительно поступило 1,9 млрд. руб. налоговых платежей при объеме выпадающих доходов от предоставления льгот по налогам в размере 1,7 млрд. рублей. По мнению аудиторов, несмотря
на положительные бюджетный и социальный эффекты от реализации инвестпроектов в указанном периоде, оценить их результат в полной мере станет возможным лишь по завершении срока предоставления
льгот.
В то же время, как показала проверка, законодательно закрепленное условие – при неисполнении инвесторами обязательств по инвестиционному соглашению они лишаются всех предоставленных форм
господдержки – на практике не реализуется. Так, 17 инвесторов не выполнили условия соглашений по обеспечению налоговых поступлений в консолидированный бюджет от реализации инвестпроектов в 2011-2013
годах, однако вопрос о прекращении господдержки и возврате ими суммы неуплаченных налогов не рассматривался
В их числе ООО «Волгопромтранс» и ООО «ТопАгро» которые не выполнили условия соглашений но воспользовались льготами в сумме 75,7 млн. руб. Однако, со стороны
региональных чиновников вместо решения вопроса о прекращении господдержки и возврате неуплаченных в виде льгот налогов в бюджет, в условия инвестиционных соглашений вносились изменения с уменьшением
плановых показателей за прошедшие периоды.
Для обеспечения комплексного подхода к размещению производительных сил и обеспечения устойчивого экономического роста, в январе 2014 года был принят закон «Об областных парках развития
экономической деятельности», однако по данным КСП ни одного такого парка на территории региона до сих пор не создано. К тому же, из более, чем из 350 площадок представленных
на инвестиционном портале Волгоградской области только 16 % обеспечены канализацией, электро-, водо- и теплоснабжением.
Специалисты контрольно-счетной палаты отмечают, что не только недостаточность бюджетных средств и отсутствие готовой инженерно-транспортной инфраструктуры, оказывают негативное
влияние на инвестиционную привлекательность Волгоградской области. Основными факторами влияющим на развитие региона остаются административные барьеры в строительстве. Среди субъектов
РФ по количеству процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, регион находится на 32 м месте, а по срокам прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на
строительство – а это 279 дней, – на 36-м месте.
Не способствует привлечению инвесторов в регион и длительные сроки процедур технологического присоединения объектов к электросетям, а также высокая стоимость присоединения и самой потребляемой
инвесторами электроэнергии. По сравниваемым КСП регионам тарифы за пользование электроэнергией и технологическое присоединение к электрическим сетям в Волгоградской области, в основном, более
высокие, чем в других субъектах РФ.
В целях привлечения инвесторов на территорию Волгоградской области КСП предложила ряд конкретных мер, среди которых, нормативное закрепление приоритетности в предоставлении преференций по налогу
на прибыль организаций для инвесторов, создающих новое производство и новые рабочие места. Установление для таких инвесторов льгот по транспортному налогу. Корректировка в инвестиционных соглашениях
условий, за нарушение которых инвестор может быть лишен государственной поддержки. А также наделение Корпорации развития Волгоградской области дополнительными инструментами формирования
инвестиционной инфраструктуры, утвержденными нормативными правовыми актами Волгоградской области.