Жители Волгограда имеют самую высокую нагрузку по оплате коммунальных платежей среди 15 «городов-миллионников» в России, а региональный «порядок расчета индексов платы за коммунальные услуги» не учитывает показатели доходов населения – сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой экспертное мнение Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

Согласно опубликованному Институтом исследованию, волгоградцы тратят на «коммуналку» в среднем 15,9% своих доходов, в то время как этот показатель в других крупных городах колеблется от 7,2% в Москве до 13,6% в Челябинске и 13,7% в Ростове-на-Дону.

Отмечается, что в прошлом году Волгоград стал единственным в России городом в котором были существенно превышены установленные Правительством РФ предельные индексы платы за коммунальные услуги.

По мнению экспертов, превышение доли жилищно-коммунальных услуг в структуре доходов домохозяйства над уровнем 15 % и ужесточение мер по повышению собираемости платежей не дает результатов. Таким образом, Волгоград находится на грани, за которой резко возрастает риск массовых неплатежей.

Специалисты ИПЕМ обращают внимание на то, что индекс платы за коммунальные услуги в Волгограде и ряде других муниципалитетов Волгоградской области систематически повышался в соответствии с постановлениями губернатора с целью доведения тарифов до экономически обоснованного уровня, но вопреки распоряжениям Правительства РФ. Так на 2017 г. индекс платы был повышен до 9,8 % (при базовом уровне индекса 4,2 %), на 2016 г. — до 6,6 % (при базовом уровне индекса 4,3 %), а на 2015 г. — до 15,26 % (при базовом уровне индекса 8,8 %).

Решение губернатора о резком повышении тарифов в 2017 году некоторые жители Волгоградской области обжаловали в суде, но все инстанции вплоть до коллегии Верховного суда РФ не нашли оснований для отмены решения. В своем решении коллегия ВС РФ отметила, что губернатор региона имеет право повышать индексы платы сверх значения, утвержденного Правительством РФ по просьбе представительного органа муниципального образования.
Несмотря на рекомендательный характер федеральных индексов, эксперты ИПЕМ не считают их бесполезными, по их мнению они представляют собой четкий ориентир, нарушение которого неизбежно учитывается при оценке работы региональных органов власти со стороны федерального центра.

Отметим, что по расчетам экспертов Института, совокупная плата за коммунальные ресурсы в Волгограде является далеко не самой низкой, так как в 2016—2018 гг. город располагался на шестом месте среди 15 городов-миллионеров по уровню платы за услуги ЖКХ. Впрочем, по отдельным видам услуг город находился на достаточно низком месте: по оценке на вторую половину 2016 г. Волгоград занимал девятое место по плате за горячее водоснабжение, десятое место по плате за холодное водоснабжение и тринадцатое место по плате за водоотведение.

По итогам исследования в ИПЕМ пришли к выводу, что минимальная нагрузка на бюджеты домохозяйств (отношение 7—10 %) характерна для городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) и Казани за счет высоких доходов населения. Напротив, максимальна эта нагрузка (более 13 %) в южных городах, где уровень доходов не так высок, а газ, напротив, сравнительно дорогой (из-за высокой удаленности от газодобывающих регионов).

Напомним, что в Волгограде с 1 июля 2018 тарифы на ЖКХ вырастут еще на 4%, а реальные располагаемые денежные доходы волгоградцев в мае текущего года упали – на 3,8% по отношению к марту 2017 года.