алюминий, ВгАЗ

Строительство производства обожженных анодов на ВгАЗе, работы про рассконсервации  здесь электролизного производства, а так же планы РУСАЛа по созданию на промплощадке Волгоградского алюминиевого завода технологической долины открывает широкие перспективы в развитии смежных производств по глубокой переработке алюминия.

О ситуации в производстве алюминия и текущей проблематике применения этого металла различными секторами российской экономики в эксклюзивном интервью нашему интернет порталу  рассказал промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Как в настоящее время обстоит ситуация с производством промышленных и бытовых товаров из алюминия?

На мой взгляд, положение дел противоречивое. С одной стороны, в нашей стране выпускается более 3,5 млн. тонн алюминия, работает несколько крупных заводов по производству плоского алюминиевого проката, плюс за последние четверть века было построено немало заводов, изготавливающих алюминиевые профили. Соответственно, созданные в России мощности, в принципе, способны удовлетворить спрос на полуфабрикаты из крылатого металла.

С другой стороны, импорт алюминиевые полуфабрикатов, хотя и сократился, тем не менее не исчез полностью. К нам завозится самая различная продукция, начиная от лигатур и профилей и заканчивая фольгой и трубами.

Аналогичным образом обстоит ситуация с продукцией более высокого передела из алюминия. В России имеются собственные производители радиаторов отопления, колесных дисков и посуды, но в тоже время они продолжают завозиться из-за границы.

Подобное противоречие можно объяснить целым комплексом факторов. Во-первых, по ряду групп алюминиевой продукции, например, колесным дискам и радиаторам отопления, производство существенно ниже потребления. Во-вторых, зачастую качество изделий, выпущенные за границей, оказывается выше, чем у российских аналогов. В-третьих, заграничные компании могут предложить более выгодные условия поставок, чем наши.

Однако российские предприятия способны конкурировать с иностранными. Все они, несмотря на сложные условия, складывающиеся на рынке, продолжают работать, реализовывать инвестиционные проекты и постепенно замещают импорт.

С какими же проблемами сталкиваются российские производители? Что тормозит импортозамещение, о котором так много говорится?

Тормозят проблемы. Судите сами, чтобы модернизировать действующее производство или создать новое нужны средства. Взять их можно в банке, но процентные ставки по кредитам, предоставляемым российскими банками, значительно выше, чем за рубежом.

Нельзя не упомянуть и дороговизну перевозки алюминиевой продукции железнодорожным транспортом. Казалось бы, железными дорогами у нас опутана едва-ли не вся страна и трудностей с доставкой быть не должно. На практике же оказывается, что везти профили, скажем, из Сибири в Санкт-Петербург, быстрее и дешевле автомобильным транспортом, чем железнодорожным.

Свою негативную лепту вносят высокие тарифы на энергоресурсы и сложности подключения к сетям. Да и уровень потребления алюминия в промышленности и строительстве России существенно ниже, чем в Европе или США. Взять хотя наш автопром. Из алюминиевой продукции он использует главным образом литье и колесные диски. Зарубежные автоконцерны более широко применяют алюминий, делая из него кузова и рамы.

Или же посмотрим на железнодорожный транспорт. По нашим железным дорогам пока массово не ездят грузовые алюминиевые вагоны, хотя заграницей они давно стали обыденным явлением.

У нас же принято мнение, что вагоны выгоднее изготавливать из стали. Да, на первый взгляд это так, но только на первый взгляд. В реальности же алюминиевый вагон легче стального, поэтому состав может иметь больше вагонов. Срок же службы алюминиевого вагона дольше, чем у стального.

И точно также имеет место с мостами и теплицами. У нас на протяжении десятилетий строятся стальные мосты и теплицы, несмотря на то, что их конструкции подвержены коррозии. Алюминиевый мост до недавнего времени вообще был один в стране — Коломенский мост в Санкт-Петербурге, сооруженный в конце 1960-х гг. Только нынешним летом было установлено два алюминиевых пешеходных моста вблизи Нижнего Новгорода.

Что же тогда надо сделать, чтобы алюминий применялся в больших масштабах?

Конечно же, стимулировать потребление алюминия! У нас же зачастую производители даже не знают, какие широкие возможности открывает его использование. Да и в высших учебных заведениях крылатому металлу уделяют мало внимание. Я недавно просмотрел в одном из столичных книжных магазинах учебники по проектированию и изготовлению металлических конструкций: про алюминий написано крайне скудно.
Не побоюсь сказать, что нужно пересмотреть подходы к использованию алюминия на всех уровнях, начиная с подготовки специалистов – проектировщиков и инженеров в вузах, и заканчивая органами, разрабатывающими и согласующими нормативы применения .

Далее — производителям нужна государственная поддержка. По правде говоря, за последние годы было сформирован целый комплекс инструментов по поддержке бизнеса, но предприниматели подчас путаются в них и не знают, как ими пользоваться.

Замечу, что на базе Волгоградского алюминиевого завода планируется организовать технологическую долину. В ней вполне можно разместить предприятия по выпуску колесных дисков, радиаторов отопления или фольги. Можно предложить их создавать отечественным трейдерам, ведь сегодня маржинальность «чистой» торговли металлом не такая высокая, как 10-15 лет тому назад. А можно позвать и иностранные компании, из Европы или Китая: для них наш рынок входит в число стратегических.

Преимущества проекта очевидны: удобное географическое положение, хорошая инфраструктура, а если состоится рестарт электролизных мощностей Волгоградского алюминиевого завода, то будет и возможность получать жидкий металл.

Надо и защищать внутренний рынок. Я уже упоминал, что к нам завозятся колесные диск, большое их количество идет из Китая. К сожалению, в массе своей они некачественные, поэтому их использование чревато авариями на дорогах. Соответственно, следует ввести лицензирование импорта колесных дисков, чтобы с рынка ушли недобросовестные поставщики.

Наконец, производителям необходимо сообща отстаивать свои интересы, а не порознь. Замечу, что в 2015 г. в России создана Алюминиевая ассоциация, в состав которой уже входят ряд крупных предприятий, выпускающих прокат, профили, конструкции и иную продукцию из алюминия. Она реализует ряд мер, направленных на стимулирования потребления крылатого металла.

В общем, надо работать, работать и работать. Иного пути нет.