В беседе с корреспондентом ВолгаПромЭксперт известный в Волгограде урбанист, бывший вице-мэр и общественник Дмитрий Любитенко, рассказал о своем видении развития Волгограда и обозначил основные акценты экономической составляющей путей такого развития.
«Экономика является базисом создания и комплексного развития комфортной городской среды – считает Дмитрий Любитенко — Только мощная экономическая база позволит развивать и эксплуатировать городские общественные пространства. Получив в подарок от федерального центра новую городскую инфраструктуру нельзя забывать, что содержать ее нужно через государственно-муниципальные институты, которые аккумулируют у себя деньги налогоплательщиков.
Все публичное и общественное должно развиваться за счет совокупного прибавочного продукта, а его генерирует местная экономика. Мы не сможем вечно сидеть на федеральных трансфертах и городу необходимо найти тот потенциал, который избавит волгоградцев от статуса «младшего брата» — который, глядя на Москву, все время просит только денег, а не инструменты для своего развития».
По мнению собеседника, примером решения вопроса могло бы стать переформатирование пустующих промышленных территорий оставшихся после разорившихся или оптимизированных крупными предприятиями промзон. Одной из таких точек роста может стать промплощадка Волгоградского тракторного завода.
«Проходные тракторного я помню с детства – вспоминает Дмитрий Любитенко – Выходящие из них тысячи работников завода демонстрировали силу и энергию города. Эти люди обладали большим достоинством. Они осознавали свою значимость и полезность, ведь они создавали сельхозмашины, чтобы выращивать хлеб и кормить нашу страну».
В свое время, тогда еще Сталинградский тракторный был, по сути, флагманом советской индустриализации. Здесь впервые в стране был построен завод-конвейер, а его оборудование было передовым для своего времени. К сожалению собственник предприятия не смог своевременно сделать завод конкурентоспособным и цеха тракторного сейчас не представляют производственной ценности, однако это часть нашей истории и если мы сможем адаптировать здания завода к новой экономике, то это может стать прорывом для развития нашего региона – выразил мнение бывший вице-мэр Волгограда.
Ярким примером такой возможности является тульский завод «Октава». Проведенная здесь ревитализация (в урбанистике процесс раскрытия новых возможностей старых территорий и построек прим. ВПЭ) позволила создать пространство для высокотехнологичных рабочих мест. Сохранив историческую атмосферу, тут появился индустриальный кластер Ростеха, а прилегающая территория органично вписалась в городское пространство.
Подобный проект планируют реализовать и на Ижевском оружейном заводе. Администрация региона уже разрабатывает предложения по переформатированию старинных цехов и созданию на территории завода современных пространств с новыми рабочими местами на технико-внедренческих производствах. И это яркие примеры взаимодействия бизнеса и власти.
«Говоря о современных технологиях, я подразумеваю «чистые производства» которые органически вписываются в городскую жизнь – отмечает Дмитрий Любитенко — Сегодня в мировой практике уже есть примеры, когда в том же здании где работает высокотехнологичный завод размещено и жилье, и такие городские пространства в ближайшем будущем будут задавать тренды».
Эту схему можно реализовать и на промплощадке Волгоградского тракторного завода разместив здесь, например IT- кластер. У волгоградских ВУЗов есть в этом направлении сильные кафедры и заинтересованные студенты. Объединив в одном месте разработку и внедрение высокотехнологичных продуктов, мы можем не только решить проблему с оттоком молодежи из Волгограда, но и привлечь сюда специалистов из других городов, как например это сделали в Татарстане, создав всего за два года свою школу «Архитектурный Десант».
«Если на площадке волгоградского тракторного завода организовать необходимую среду: качественную, модную, наполненную разными функциями, включая жилье и производство, то город бы обрел серьезную точку притяжения. Наличие здесь транспортной, социальной, природной инфраструктуры дает все предпосылки для развития этой территории по широкому кругу направлений с точкой роста индустриального кластера» – считает собеседник.
Инициатором разработки такого проекта должна выступить региональная власть. Во многих регионах управленческие команды выявляют преимущества региона и заявляют его на федеральном уровне. Если проект реально сильный и качественный то он — безусловно, получит поддержку. Для этого в стране работают такие институты развития такие как: ВЭБ, правительственные и некоммерческие фонды, собственные программы госкорпораций. Отдельным направлением финансирования подобных проектов может стать федеральный бюджет в рамках реализации Стратегии пространственного развития России, где утверждены направления и приоритеты госполитики в отношении развития тех или иных территорий.
Реализуя такие программы, создаются не только новые технологии и рабочие места. Это способствует также мероприятиям по сохранению объектов культурного наследия. Если не адаптировать такие объекты к современным реалиям, то зачастую их в принципе нельзя сохранить и рано или поздно они будут потеряны.
«Объект культурного наследия должен стать полезным для людей, а не быть строчкой в реестре и дополнительной нагрузкой на городской или региональный бюджет. Ценность каждого объекта культурного наследия нужно рассматривать с разных сторон и одна из них экономическая. Если не адаптировать исторические цеха на том же тракторном, то они практически никому не будут интересны. При этом нельзя исключать и историческую ценность любого объекта культурного наследия. И тут задача власти и общественности соблюсти баланс интересов при осуществлении, изменений или реализации программ развития» — заключил Дмитрий Любитенко.
Продолжение следует…….