Телекоммуникационная компания «Вымпелком» (бренд «Билайн») запускает пилотный проект по оценке потенциальных заемщиков банков на основании анализа данных о своих
абонентах – сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на «Коммерсантъ».

По данным издания в проекте уже участвуют около 20 банков, однако о коммерческой эксплуатации пока не сообщается.

В основе проекта стоит так называемый скоринг-балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента, включающий в себя информацию о платежах клиента за
мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора и данные, полученные с помощью геолокации.

Источник «Ъ» рассказывает, что теперь банкиры смогут узнать, где клиент совершает покупки, ездит ли за рубеж, пользуется ли автомобилем или перемещается только на общественном
транспорте и так далее.

«Понятно, что если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах эконом класса,
его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет», — отмечает источник «Коммерсантъ».

Отметим, что подобный проект реализовывает и МТС. Там будут оценивать риски заемщика на основе анализа данных о его отношениях с оператором, например частоты смены номера, числа
случаев вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса.

В свою очередь в «МегаФоне» заявляют, что такая технология в компании существует с 2013 года, однако подобные проекты они не считают приоритетными с точки зрения экономической
отдачи.

Несмотря на то, что в «Вымпелком» заявляют о том, что данные банкирам будут предоставляться в виде обезличенного скоринг-балла, часть юристов и экспертов сомневаются в такой
формулировке полагая, что банкиры не будут платить за общую статистическую информацию, которая и так у них есть в наличии.

Как отмечает в комментариях «Ъ» управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев: ««Закон «О персональных данных» не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по
конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента».

Напомним, что ранее Билайн, участвуя в совместной акции магазинов ювелирных изделий Sunlight, приглашал своих абонентов  получить ценные призы, которые
 они  могли забрать в торговых точках Sunlight, после   заполнения специальной анкеты. По мнению некоторых участников акции, сотовый оператор
способствовал не только сбыту изделий, но и предоставил Sunlight  возможность собрать некоторое количество телефонных номеров абонентов Билайн, которые обычно используются маркетологами
 для рассылки информации о своих предложениях.

Справка ВолгаПромЭксперт:

Кредитный скоринг — система оценки кредитоспособности или кредитных рисков лица, основанная на численных статистических методах.

Скоринг заключается в присвоении баллов по заполнению условной анкеты, разработанной оценщиками кредитных рисков и может влиять на решение об отказе в выдаче кредита.