Союз российских пивоваров подготовит обращение к Президенту РФ по отмене маркировки пивоваренной продукции — сообщает ИА «ВолгаПромЭксперт».
Такое предложение поддержало большинство участников круглого стола «Последствия введения обязательной маркировки продукции в пивоваренной отрасли», который состоялся в Сочи 26 мая текущего года в рамках XXXI Международного форума «ПИВО».
На фоне экономической ситуации в последние месяцы увеличились издержки российских производителей пива. В частности, из-за роста цен на сырье, расходные материалы и упаковку, оборудование и комплектующие. Также на покупку этих товаров повлияло нарушение существующих логистических цепочек и включение ряда продукции в санкционные списки.
В свою очередь введение обязательной маркировки пива, запланированное на март следующего года, может негативно сказаться на рынке и доходах государства. К таким последствиям относят сокращение акцизных поступлений, снижение сбора налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Как пояснил председатель Совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман, для введения обязательной маркировки пивоваренной продукции необходимо иметь специальное импортное оборудование, которое в текущих условиях практически невозможно купить. А те, кто смогут его приобрести и установить сократят из-за этого свои производственные мощности на 20-30 %. К тому же у предприятий вырастет финансовая и административная нагрузки.
Эксперты отрасли считают, что маркировка пива является избыточной мерой контроля, поскольку она фактически дублирует единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предназначенную для борьбы с контрафактом.
Даниил Бриман добавил, что подделывать пиво экономически не выгодно из-за сложности процесса выпуска алкогольного напитка, поэтому в союзе не видят экономической целесообразности в введении маркировки пивоваренной продукции.
Особенно эта мера регулирования может оказать негативное влияние на деятельность небольших крафтовых пивоварен России, где высокая доля ручного труда. Внедрение обязательной маркировки на данных предприятиях будет более трудоемким и затратным по сравнению с крупными производствами.
По словам президента Ассоциации крафтовых пивоварен Craft Depot Алексея Акселя, маркировка пива увеличит расходы производителей и себестоимость алкогольного напитка. В то же время снизиться эффективность выпуска такой продукции и вырастет отпускная цена. Это уменьшит доходы крафтовых пивоварен, налоговые и акцизные отчисления.
Кроме того, из-за маркировки российские пивовары будут вынуждены поддерживать экономики недружественных стран, приобретая необходимое дорогостоящее оборудование у зарубежных производителей, что противоречит Доктрине продовольственной безопасности РФ.
В рамках мероприятия пивовары, параллельно занимающиеся производством безалкогольной продукции, поделились опытом маркировки упакованной воды, которую ввели с декабря прошлого года. За полгода ряд предприятий зафиксировал сокращение эффективности работы на 10-15 %.
Председатель совета директоров крупнейшего пивобезалкогольного предприятия юга Сибири АО «АЯН» Алексей Нежевец связывает эти потери с установкой оборудования для маркировки: только на одну линию розлива приходится около 20 единиц устройств.
Несовершенство борьбы с контрафактной продукцией отметил и заместитель генерального директора предприятия «Томское пиво» Василий Руссков. Компания принимала участие в эксперименте по маркировке упакованной воды еще до декабря 2021 года. Тогда организаторы на время установили спецоборудование, но не учитывали производительность линий розлива. После этого предприятие на собственные средства купило импортное оборудование для маркировки за 25 млн руб. Однако сейчас «Томское пиво» его не может обслуживать, так как необходимые запчасти не поставляются в Россию.
Установка маркировочного оборудования также усложняет производственный процесс. Директор департамента качества «Бочкаревского пивоваренного завода» Татьяна Ганина рассказала, что для маркировки питьевой воды, которая занимает 10-15 % мощностей, предприятию пришлось купить оборудование за 20 млн руб., построить дополнительное помещение, нанять и обучить новых сотрудников, в том числе из сферы IT.
«Трудности остаются, мы их постепенно преодолеваем. Но непонятно, ради чего. Обычно новое оборудование помогает решать проблемы, повышать эффективность производства, а не снижать ее», — подчеркнула Татьяна Ганина.
На круглом столе обсудили, что введение обязательной маркировки пивоваренной продукции противоречит положениям некоторых действующих федеральных законов.
Об этом заявила член совета директоров компании «Московская пивоваренная компания» Ольга Аверьянова: «В статье 6 Федерального закона 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ» говорится, что при установлении обязательных требований оценивается наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда и ущерба охраняемым законом ценностям. Эти требования относительно алкогольной продукции, в том числе и пива, уже зафиксированы в 171-ФЗ. Они являются обязательными, и без их исполнения мы не можем легально находиться на рынке».
Во время мероприятия представители Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» отметили, что маркировка противоречит либерализации условий ведения бизнеса в пивоваренной отрасли. И до внедрения этого механизма необходимо как минимум организовать импортозамещение соответствующего оборудования.
В завершении Даниил Бриман рассказал, что проведение добровольного эксперимента по маркировке пива исполняется формально, без погружения в специфику процессов отрасли, поэтому Союз российских пивоваров подготовит открытое обращение на имя Президента и аргументированно изложит позицию по данному вопросу.
Всего в круглом столе приняли участие более 50 представителей пивоваренной отрасли, а также представители Минпромторга РФ и оператора системы цифровой маркировки «Оператор – ЦРПТ».