По сравнению с 2012 г. увеличилось число предприятий, отметивших ухудшение своего финансового положения: 33,3% в 2013 г. против 29,4% в 2012 г. Замедляются и темпы роста оборотов предприятий, их
инвестиционное развитие.

По оценке самих представителей малого и среднего бизнеса (МСБ), недоступность финансовых ресурсов, в том числе заемных, в существенной степени влияет на низкие показатели инвестиционной деятельности
и слабые показатели развития сектора МСБ в целом. Основным источником инвестиций в развитие бизнеса остаются собственные средства (85%). Даже капитальные вложения преимущественно направляются на
замену изношенного, выходящего из строя оборудования, а не на расширение бизнеса. Так, согласно данным Росстата, лишь 10% инвестиций малых и средних организаций осуществляются с целью развития
бизнеса, расширения ассортимента производимой продукции.

Мировой опыт поддержки МСБ

Социально-экономическая значимость МСБ осознана во многих странах мира, так как именно данный сектор экономики обеспечивает занятость большей части населения. Кроме того, именно МСБ вносит около
половины ВВП в развитых странах. В целом же именно МСБ обеспечивает возможность формирования и фундамент так называемого среднего класса, что является опорой экономической и политической стабильности
в обществе.

Международная практика поддержки МСБ

Например, количество занятого городского трудового населения на предприятиях МСБ в Китае находится на уровне 80%. До 80% современной продукции Китая производится малыми предприятиями.

В России вклад МСБ в ВВП страны составляет лишь 21%; доля занятого в МСБ населения — 27%, что существенно ниже аналогичных показателей в зарубежных экономиках. Вместе с тем малые и средние
предприятия создают в России порядка 19 млн рабочих мест. Если учесть малопрозрачный отечественный рынок труда, это весомый показатель.

В Канаде существует практика выдачи организациям МСБ кредитов в размере, не превышающем 250 тыс. долл. США, на 10 лет под 2 — 3% годовых. В США вопросами МСБ занимаются 16 федеральных министерств и
ведомств. Так де существует 1100 центров развития МСБ. Функционирует специальный координирующий правительственный орган — Администрация малого бизнеса. Выделяемые средства расходуются по двум
основным направлениям: прямое субсидирование приоритетных видов предпринимательской деятельности; косвенное стимулирование деловой активности таких предприятий.

Следует упомянуть проекты по созданию специальных секторов и площадок в структуре фондовых бирж, которые предметно ориентированы на динамично развивающиеся малые и средние предприятия. Наиболее
успешными примерами являются AMI (Alternative Investments Market — сектор на Лондонской фондовой бирже для компаний малой и средней капитализации), а также NewConnect (площадка для небольших, в том
числе инновационных, компаний Варшавской фондовой биржи).

Российский фондовый рынок также делает шаги в данном направлении. Так, в настоящее время активно развиваются инструменты привлечения средств на российском фондовом рынке, ориентированные в первую
очередь на МСБ. С 2007 г. на ММВБ действовал специальный сектор для организаций МСБ, который в 2009 г. был переформатирован в Рынок инноваций и инвестиций Московской биржи (далее — РИИ). Можно
сказать, что на сегодняшний момент указанная площадка является фактически единственной возможностью для молодых высокотехнологичных компаний малой и средней капитализации. При этом следует отметить,
что, несмотря на оптимистичные темпы роста данного сектора, его капитализация в абсолютном выражении весьма незначительна.

Основные характеристики РИИ, AMI и NewConnect

Основные требования к компаниям, которые хотят стать эмитентами РИИ: формирование части выручки за счет хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких
технологий; капитализация компании должна быть не менее 50 млн руб.; минимальный объем эмиссии облигаций — 1 млрд руб. Если хотя бы одно условие не выполняется, придется проводить внесение изменений
в реестр (), чтобы соответствовать всем необходимым требованиям. Помимо вышеназванных характеристик, нормативные требования к эмитентам сектора РИИ аналогичны требованиям, которые предъявляются к
любым эмитентам, выходящим на основную площадку централизованного рынка ценных бумаг.

В настоящее время на РИИ обращаются ценные бумаги эмитентов, относящихся преимущественно к интернет- и информационно-телекоммуникационным отраслям, а также связанных с медицинскими технологиями.
Столь высокие требования привели к тому, что по состоянию на 1 октября 2014 г. согласно данным ОАО «Московская биржа» на РИИ обращались облигации лишь одного эмитента — ОАО «Роснано», которое сложно
отнести к МСБ. Создание такой площадки является положительным фактором и свидетельствует о верном векторе развития российского фондового рынка. Вместе с тем, как видно из вышеприведенных данных, по
основным параметрам российская площадка существенно уступает иностранным аналогам. Именно высокие качественные и количественные критерии и барьеры для проникновения в данный сектор существенно
ограничивают возможность широкого круга организаций, относящихся к МСБ, привлекать средства, используя фондовый рынок, и являются ключевыми преградами для активного развития этого сектора Московской
биржи. Немаловажную роль в развитии биржи является ее бренд, поэтому разработка бренда () и правильное его позиционирование очень важны в бизнесе, особенно в большом.

Примечательно, что ни AMI, ни NewConnect не предъявляют к эмитентам требование о вовлеченности в инновационную и высокотехнологичную сферу деятельности. Указанные площадки ориентированы именно на
развивающиеся организации МСБ независимо от их отраслевой принадлежности. Поэтому российской практике следует перенять указанный опыт и снять ограничения в отношении характера деятельности эмитентов,
расширив тем самым спектр отраслей экономики, которым будет доступен РИИ.

Кредитование МСБ коммерческими банками в России

В целом в настоящее время наблюдается замедление темпов кредитования МСБ российскими банками. Так, если в 2012 г. рост кредитного портфеля МСБ составлял 56,1%, то уже по итогам 2013 г. он составил
лишь 16,2% .

Примечательно, что на 30 крупнейших банков приходится лишь около половины кредитов для МСБ (53,2%), тогда как активы крупнейших банков составляют 76,4% совокупных активов банковской системы. Это
свидетельствует о том, что крупнейшие банки принимают меньшее участие в кредитовании МСБ, чем средние и небольшие кредитные организации. В этой связи политика Банка России, направленная на дальнейшую
концентрацию банковского сектора, укрупнение коммерческих банков и сокращение количества небольших, в том числе региональных, банков, вызывает серьезные опасения.

Динамика изменения объемов кредитования коммерческими банками

Резкий рост заинтересованности в кредитовании МСБ наблюдался лишь в 2010 г. (56,1%), а на протяжении последующих лет темп прироста демонстрировал постепенное снижение. По результатам 2012 г. рост
портфеля кредитов МСБ составил минимальную величину — 14,6%, однако в 2013 г. динамика незначительно изменилась в положительную сторону.

Влияние требований регулятора на развитие МСБ

Большинство экономистов связывают неудовлетворительные результаты развития рынка кредитования МСБ со снижением прозрачности заемщиков, ужесточением требований регулятора к оценке кредитных рисков,
что, в свою очередь, ведет к повышению требований к заемщикам со стороны самих кредитных организаций. Отрицательное влияние на рынок оказывает также высокий уровень ставок по кредитам.

Банк России с 3 марта 2014 г. повысил ключевую ставку до 7%, соответственно, и ставки по кредитам, предоставляемым кредитным организациям в рамках системы рефинансирования, также возросли (в среднем
более чем на 1%). С 28 апреля ключевая ставка была еще раз повышена — до 7,5%. Таким образом, в рамках реализации Банком России рестрикционной денежно-кредитной политики, направленной на изъятие
ликвидности из банковского сектора, надеяться на снижение процентных ставок по кредитам не приходится.

Более того, ужесточение требований регулятора к расчету кредитных рисков негативно скажется как на объемах кредитования МСБ, так и на стоимости ссужаемых средств, в которую в качестве одной из
основных статей включены премия за риск и недополученная прибыль в связи с формированием резервов на возможные потери.

По оценкам экспертов, в условиях дефицита государственного бюджета, высоких темпов инфляции, низких показателей экономического роста (что еще более усугубится в 2014 г. в связи с неблагоприятной
политической обстановкой, уже применяемыми, а также предполагаемыми экономическими санкциями со стороны мирового сообщества), роста процентных ставок на рынке, в том числе по выдаваемым кредитам,
темп прироста рынка кредитования МСБ может сократиться до 10 — 12%, а по мнению более пессимистично настроенных экономистов — снизиться до уровня инфляции.

Выводы

Несмотря на разнообразие принимаемых государством мер, по результатам опроса представителей МСБ, проведенного в конце 2013 г., 79% респондентов считают, что поддержка со стороны государства является
недостаточной.

Наиболее предпочтительной и интересной для российских реалий могла бы стать такая мера поддержки МСБ, как субсидирование процентной ставки по банковским кредитам.

При этом формирование новых институтов поддержки, таких как Федеральный гарантийный фонд, и выделение финансирования через них вряд ли принесет значительный полезный эффект.

Как было отмечено выше, развитию МСБ в России в существенной степени препятствует отсутствие источников финансирования его деятельности, не говоря уже об инвестициях. Указанное обстоятельство
связано, с одной стороны, с невозможностью выхода небольших организаций на фондовые рынки из-за несоответствия основных параметров их деятельности (период функционирования, капитализация, оборот,
выручка и т.д.) предъявляемым биржами требованиям, с другой — с отсутствием достаточно емкого рынка банковских кредитов и слишком высокой стоимостью заимствования на кредитном рынке.

В связи с этим субсидирование государством платы за пользование заемными средствами (данная мера успешно реализуется, например, в Китае) может оказать значительное благоприятное воздействие на
развитие данного сегмента кредитования.