В канун нового года редакция ВолгаПромЭксперт традиционно представляет обзор самых важных и интересных событий экономической жизни Астраханской области за 2014 год.

ТЭК/бизнес/инвестиции. Успешным выдался 2014 год для астраханских судостроителей. Крупнейшие судостроительные и судоремонтные предприятия области регулярно выполняли заказы для
обустройства нефтяных месторождений компании «ЛУКОЙЛ» на северном Каспии и других, а также заказы иностранных компаний. Проведено несколько уникальных операций по транспортировке крупнотоннажных
конструкций весом в несколько тысяч тонн в Каспийское море с судостроительных заводов Астрахани и области.

Сама нефтяная компания в течение года продолжала работы по обустройству своего второго каспийского месторождения — им. Владимира Филановского. Добыча здесь должна начаться в конце 2015 — начале
2016 года. Действующее месторождение им. Юрия Корчагина должно дать по итогам 2014 года 1,5 млн. тонн нефти.

Нефте- и газодобывающая отрасль продолжает дальнейшее развитие в регионе. Весной стало известно о том, что увеличился объем промышленных запасов газа в Астраханской области. Согласно данным,
которые получил «Газпром» по итогам проведенных в 2012-2013 годах исследований, прирост составил 510 млрд. кубометров газа и 146, 8 млн. тонн газового конденсата по левобережной части Волги.

Также в 2014 году были обнародованы официальные данные о запасах разведанного в 2012 году месторождения «Великое» на правом берегу Волги в Харабалинском районе. Его запасы оцениваются в 300 млн.
тонн нефти и 90 млрд. кубометров газа. Разработкой месторождения будет заниматься дочерняя
структура компании «Газпром нефть». «Великое» стало крупнейшим месторождением, открытым на суше за последние 20 лет.

Серьезным подспорьем для развития судостроительной и нефтегазовой отраслей стало создание в Астраханской области Особой экономической зоны. ОЭЗ создается на базе судостроительного завода «Лотос» в
городе Нариманов. Постановление о ее создании было подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым 18
ноября 2014 года.

В ноябре 2014 года начал работу астраханский нефтесервисный центр компании «Шлюмберже» —
один из крупнейших в мире. На его базе будет обслуживаться буровое оборудование и исследовательская техника из многих регионов России. С появлением данного центра больше нет необходимости возить
сложное и дорогостоящее оборудование для обслуживания и ремонта за границу.

В 2014 году активно заговорили о развитии альтернативных источников топлива для автотранспорта. В Астрахани появились две автозаправки, на которых стало возможным заправлять автомобили метаном. В перспективе планируется строительство еще нескольких таких заправок в областном центре, а также закупка
пассажирских автобусов и спецтехники, работающих на природном газе.

АПК. На протяжении 2014 года сельхозпроизводители Астраханской области продолжали быть рекорды по собираемости урожая. Так, накануне стало известно о том, что регион занял
первое место в России по сбору овощебахчевой продукции. Росли показатели по сбору картофеля, лука, томатов.

Губернатор Александр Жилкин заверил, что достигнута договоренность о строительстве в Черноярском районе завода по производству томатной пасты. Реализация этого проекта откладывалась несколько лет из-за
отсутствия газификации на территории, где планировалось строительство. Теперь данные вопросы решены, строительство должно начаться в 2015 году.

Глава областного правительства Константин Маркелов поручил разработать программу развития
семеноводства
для того, чтобы регион мог в будущем снизить зависимость от иностранного семенного материала. В настоящее время эта проблема стоит очень остро — большинство семян для выращиваемых в
Астраханской области овощей и бахчевых закупается в Европе.

Крупные овощеконсервные компании региона — «Астраханская консервная компания» и «Астраханский натуральный продукт» («Плодородный край») продолжали модернизацию оборудования и расширение
ассортимента продукции. Однако следующий год для отрасли сами переработчики прогнозируют тяжелым и рассчитывают на господдержку.

Расширяет производственные мощности птицефабрика «Астраханский продукт», специализирующаяся на выпуске бройлеров. Немецкие инвесторы, реанимировавшие предприятие, ставят целью создание в
Астраханской области холдинга с полным производственным циклом — от
закупки зерна и его переработки в комбикорма до производства и реализации в широком ассортименте мяса кур.

Полное отсутствие прогресса наблюдается в молочной отрасли. Доля местных производителей на астраханском рынке молочных продуктов — не более 2%. Причиной тому является нехватка сырья и мощностей по
переработке. Из-за этого даже редкая астраханская молочная продукция часто бывает произведена с применением сухого молока. Крупнейший в области молокозавод «Володарский» так и не начал работу,
несмотря на неоднократные заверения региональных властей.
Инвесторов, желающих вкладываться в это предприятие, на данный момент не нашлось.

Жилищное строительство. Строительная отрасль региона развивалась динамично. В текущем году астраханскими строителями введено свыше 600 тыс. кв. метров жилья (ранее планировалось ввести 680 тыс. кв. метров). Намечены планы по
комплексной застройке крупного участка на территории Астрахани — района Мошкариха. Полностью решить проблему
ветхого жилья региональные власти обещают к 2017 году.

Коммерческое строительство. Широко анонсированный ввод крупнейшего в Астрахани
торгового центра
«Астрапарк» откладывается. В настоящий момент все работы на этом объекте, распложенном на Аэропортовском шоссе, приостановлены. Новые сроки сдачи ТЦ — март 2016 года.

Транспорт. Астраханская область вошла в число пяти регионов России, где пригородный
электротранспорт является рентабельным, а глава РЖД Владимир Якунин ставит регион в пример другим по
эффективности работы. При этом стоит отметить, что электропоездами пользуются в основном работники ООО «Газпром добыча Астрахань». Широкой пригородной железнодорожной сети в Астраханской области
нет.

Астраханский аэропорт продолжил в 2014 году работу по привлечению в регион новых перевозчиков. Основными из них стали турецкая Turkish Airlines, которая начала выполнять рейсы из Астрахани в Стамбул, и российские авиакомпании «Московия» и «Трансаэро». «Московия» планировала «зайти» в Астрахань надолго — ее самолеты выполняли из
астраханского аэропорта регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. Но летом у перевозчика случился кризис, вскрылись крупные долги, после чего компания полностью прекратила выполнение полетов. Что касается «Трансаэро», то авиакомпания успешно начала работать на рейсах «Астрахань — Москва» в сентябре 2014 года.

Астраханский городской электротранспорт в этом году снова находился на грани закрытия, но закрыт не был. Троллейбусам сократили длину маршрута. В мэрии признают, что в нынешнем виде астраханская троллейбусная система нерентабельна
и планируют заменить троллейбусы на газомоторные автобусы. При этом в 2015 году электротранспорт
продолжит работу, заверили в городской администрации.

В Москве завершено строительство теплоходов класса «Астраханец» для речных пассажирских перевозок в
Астрахани и области. Ожидается, что восстановление речного транспортного флота поможет частично решить транспортные проблемы Трусовского района Астрахани.

Мероприятие года. Главным мероприятием года в Астрахани, безусловно, стал IV Каспийский
саммит
, куда съехались главы Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Политическое событие такого уровня происходило в Астрахани впервые, и город достойно справился с его
организацией. Кроме того, благодаря саммиту, были отремонтированы несколько ключевых городских магистралей.

Главное политическое событие года. Таким событием стали выборы губернатора Астраханской области. Действующий глава региона Александр Жилкин одержал на них уверенную победу, набрав около 75% голосов избирателей. Таким образом, Жилкин продолжит руководить Астраханской
областью на протяжении следующих пяти лет.