По результатам контрольных мероприятий, связанных с проверкой законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2014 – 2016 годах на подпрограмму «Развитие инновационной деятельности» государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2014-2016 годы, специалисты региональной КСП пришли к выводу, что ряд негативных факторов препятствует эффективному развитию инновационной экономики региона.

В частности, Стратегией Социально-экономического развития Волгоградской области не предусмотрены приоритетные направления инновационного развития. Также до настоящего времени региональные власти не приняли подзаконные нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления господдержки инновационной деятельности. Недостаточная урегулированность вопросов, касающихся предоставления господдержки, свидетельствует о недоработке в этом направлении областного комитета экономической  политики и развития, отмечают аудиторы.

Кроме того, специалисты ведомства указали на недостаточную работу коллегиального совещательного органа по созданию благоприятных условий для инновационного развития Волгоградской области – Совета Волгоградской области по науке и инновациям, который ранее назывался Совет при Губернаторе Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям.

За три года общее фактическое финансирование подпрограммы «Развитие инновационной деятельности» составило 143,2 млн руб., или 94,9% от объема предусмотренного финансирования за счет средств областного и федерального бюджетов, а также средств Российского гуманитарного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований.

Как показали результаты проверки, указанные расходы, направленные на господдержку научной деятельности, не способствуют достижению цели, так как Подпрограмма не содержит задачи и целевые показатели, касающиеся достижений в науке и характеризующие развитие научного потенциала в регионе.

Аудиторы пришли к выводу, что реализация мероприятий по «Развитию кадрового потенциала Волгоградской области» не оказывает существенного влияния на целевой показатель, так как по образовательным программам, связанным с инновациями, прошел обучение только 41 специалист, или 15,3% от общего числа выпускников. Расходы по мероприятию составили 9,9 млн. руб., или 7% от общей суммы финансирования.

Такие целевые показатели госпрограммы, как доля инновационно активных предприятий, выпускающих инновационную продукцию, а также увеличение доли отгруженных инновационных товаров, работ и услуг, по мнению специалистов КСП, в основном не связаны с перечнем мероприятий Подпрограммы. Итоговые и отчетные показатели формируются за счет деятельности хозяйствующих субъектов, которые в рамках собственных программ реализуют подобные мероприятия и тем самым господдержка на  оказывает какого-либо влияния.

По данным Волгоградстата, по итогам 2015 года активную инновационную деятельность в регионе осуществляли 49 предприятий, из них 94,1% занимались технологическими инновациями. К наиболее крупным инновационно-активным предприятиям Волгоградской области относятся предприятия группы компаний «НИКОХИМ», «Волжский завод асбестовых технических изделий», «Волгограднефтемаш», «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», «Завод «Метеор», «Волгабас Волжский» и «Волжский трубный завод».

В отчете региональной КСП говорится, что при подготовке данного документа они рассматривали опыт других регионов России. Проанализировав успешные практики отдельных субъектов РФ , аналитики сделали вывод, что основным фактором, негативно влияющим на инновационное развитие региона, является недостаточная развитость региональной инновационной инфраструктуры, включающей инновационные кластеры, научно-технологические парки, инженерно-внедренческие центры, центры коммерциализации технологий и др.

Кроме того, в Волгоградской области не разработан и комплекс организационно-экономических механизмов формирования и развития инновационной инфраструктуры региона, что снижает инновационную активность региона, в том числе в части привлечения средств федерального бюджета в инновационную сферу.

Грантовая поддержка

В период 2014-2016 годы за счет средств областного бюджета предоставлено 20 государственных научных грантов Волгоградской области по 500 тыс. рублей. В том числе 2014 и 2015 годах было выдано по 10 грантов. В 2016 году конкурс не проводился, так как ассигнования на его проведение не были выделены, а также наблюдалось несвоевременное финансирование получателей грантов в предыдущих годах и образование кредиторской задолженности более 10 млн рублей.

Негативные моменты наблюдаются и в ситуации с премиями Волгоградской области в сфере науки и техники. За проверяемый период по результатам конкурсов было присуждено 15 денежных премий (ежегодно пять премий по 200,0 тыс. руб.). В соответствии с законодательством, проекты выдвигаемые на соискание премии, должны приниматься к рассмотрению при условии, что их результаты реализованы на практике, однако  по данным КСП не все работы нашли практическое применение, или подлежит сомнению их практическое применение.  Это  связано с  отсутствием в регионе механизма возможности проверки документов, подтверждающих практическое применение работ, в ходе проведения экспертизы.

Кроме того, был установлен факт, когда присуждена премия за разработку ресурсосберегающей технологии уборки бахчевых культур на основе применения валкообразователя активного типа. Разработка прошла испытания, но не имела дальнейшего практического применения, в том числе и из-за отсутствия на территории региона инновационной инфраструктуры.

Аналитики КСП указали на то, что в рейтинге инновационных регионов (версии 2014, 2015 и 2016 годов), разработанного Ассоциацией инновационных регионов России, Волгоградская область отнесена к средней группе инноваторов, из пяти групп ( сильные, среднесильные, средние, среднеслабые и слабые инноваторы).

По результатам контрольных мероприятий, в числе ряда предложений, специалисты КСП рекомендовали Губернатору Волгоградской области обратить внимание на необходимость отразить в Стратегии Социально-экономического развития Волгоградской области приоритетные направления инновационного развития на территории региона, а также сформировать организационно-экономические механизмы, позволяющие обеспечить условия для создания эффективной деятельности элементов инновационной инфраструктуры.

В свою очередь Комитету экономической политики и развития Волгоградской области необходимо скорректировать подпрограммы «Развитие инновационной деятельности» государственной программы Волгоградской области «Экономическое развитие и инновационная экономика», дополнив ее мероприятиями, имеющими непосредственное отношение к развитию инновационной деятельности на территории региона.

Кроме того, чиновникам профильного ведомства необходимо включить в Подпрограмму задачи, ожидаемые результаты и целевые показатели, касающиеся достижений в науке и характеризующие развитие научного потенциала в регионе. Еще одной рекомендацией стала активизация работы по принятию  подзаконных нормативных актов, определяющих порядок и условия осуществления господдержки инновационной деятельности в Волгоградской области.

                                                                                                        Сергей Жуков