Контрольно-счетная палата Волгоградской области провела проверку эффективности использования ОАО «Волгоградстранспригород» бюджетных средств, направленных на
государственную поддержку железнодорожного транспорта.

Как сообщили ВолгаПромЭксперт в контрольном ведомстве, ряд выявленных нарушений не связаны напрямую с деятельностью предприятия, а являются, скорее прямым следствием
недостаточного правового регулирования в Волгоградской области в сфере транспортного обслуживания населения.

Напомним, ОАО «Волгоградтранспригород», было создано в 2006 году по договору областного комитета по управлению государственным имуществом и ОАО «РЖД» для
осуществления пригородных перевозок железнодорожным транспортом. Ежегодный пассажиропоток на пригородных перевозках составляет порядка 3 млн. человек. Сегодня ОАО
«Волгоградстранспригород»
считается одной из наиболее значимых среди 26 аналогичных транспортных компаний, действующих на территории России.

В минувшем году «Волгоградтранспригород» получил в виде субсидий из областного бюджета 173,9 млн. рублей, в связи, с чем и проводилась проверка финансовых контролеров областного
КСП.

Изучив законодательную базу по данной отрасли в других регионах, специалисты КСП пришли к выводу, в регионе необходимо принятие областного закона, комплексно регулирующего
отношения при организации транспортного обслуживания населения всеми видами пассажирского транспорта.
По мнению специалистов контрольного ведомства, этот закон позволит активно управлять спросом на пассажирские перевозки экономическими, административными, организационными, информационными и другими
методами, позволяющими в конечном итоге оптимизировать и одновременно увеличить пассажиропотоки, что в свою очередь, приведет к снижению себестоимости перевозок в расчете на 1 пассажирокилометр и их
самоокупаемости без бюджетного финансирования.

Также специалисты КСП отметили, что ОАО «Волгоградтранспригород», используя имеющиеся у него резервы на маршруте от ГЭС до станции «Южная» в Красноармейском
районе Волгограда, при создании транспортно-пересадочных узлов, сопряженных с автобусными маршрутами, мог бы существенно уменьшить загруженность автомобильных дорог в городе и снять имеющуюся
транспортную напряженность.

Вместе с тем, в отсутствие регулирующих документов, осуществленное в 2011 году субсидирование ОАО «Волгоградтранспригород» способствовало не только полному покрытию его убытков от
перевозок пассажиров по регулируемым тарифам, но и получению им прибыли в размере 6,6 млн. руб., хотя тарифом прибыль не предусмотрена.

Проверяющие выяснили, что, создавая пригородную пассажирскую компанию на паритетных началах с администрацией Волгоградской области, ОАО «РЖД», владеющее контрольным пакетом акций
(51%), имуществом «Волгоградтранспригород» выстроило с ним отношения по использованию подвижного состава исключительно на коммерческой основе. В то же время Администрация
Волгоградской области
в лице КУГИ передала предприятию подвижной состав безвозмездно.

Таким образом, в результате непродуманных управленческих решений КУГИ имущество Волгоградской области стоимостью 118,9 млн. руб. используется неэффективно. При этом доля затрат на
услуги «РЖД» в структуре себестоимости перевозок ОАО «Волгоградтранспригород» составляет порядка 80 процентов.

Созданное в таком виде, полностью зависимое от «РЖД», не имеющее собственных ресурсов для снижения себестоимости перевозок, предприятие, по мнению КСП, безусловно мотивировано на
получение финансовой поддержки из регионального бюджета.

Учитывая напряженность областного бюджета и связанную с этим необходимость оптимизации бюджетных расходов в части снижения субсидирования транспортных организаций, а также в целях снижения
транспортных расходов населения и хозяйственных издержек перевозчиков, региональная КСП рекомендовала Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области устранить
пробелы регионального законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения и разработать долгосрочную областную целевую программу комплексного развития транспортной системы
региона.

Присутствовавший на Коллегии КСП министр транспорта и дорожного хозяйства Путин А.А. сообщил, что его ведомство уже начало работу в данном направлении:
подготовлен ряд нормативных правовых документов, проведена инвентаризация и составлен реестр маршрутов, структурируются виды проездных билетов.