Центр макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбербанка России опубликовал отчет «Повышение налогов: сравнение альтернатив».

Как отмечается в исследовании, растущий дефицит региональных бюджетов и проблемы с его финансированием заставляют власти искать дополнительные доходы. Передача регионам обязанностей по выполнению
инаугурационных указов президента привела к заметному ухудшению региональных бюджетных балансов.

В свою очередь Правительство, несмотря на обещание не повышать налоговую нагрузку до 2018 г., начало обсуждение ряда инициатив по повышению налогов для решения этой проблемы. Среди инициатив:
введение налога с продаж в дополнение к НДС, введение прогрессивной шкалы НДФЛ и отмена потолка зарплат для уплаты взносов в Фонд обязательного медицинского страхования. Несмотря на то, что эти меры
только обсуждаются, аналитики ЦМИ проанализировали предлагаемые фискальные меры и их возможные последствия для бюджета, и экономики в целом.

По мнению специалистов Сбербанка каждый из обсуждаемых в Минфине и Правительстве вариантов имеет дополнительные (негативные) последствия для
экономики. При этом наименее болезненные последствия по расчетам аналитиков оказывает увеличение НДС, а не повышение или введение новых налогов региональных бюджетов.

В частности, возвращение ставки налога на прибыль на докризисный уровень могло бы принести около 380 млрд руб., но это снизило бы частные инвестиции на 11,6% , что уменьшило бы рост ВВП на 1,6
пп.

Повышение НДС на 2пп могло бы дать казне 375 млрд руб. Скачок цен не превысил бы 1,7%, а падение розничных продаж — 0,8%, однако снизило
бы рост ВВП на 0,3-0,4 пп

Введение налога с продаж на уровне 3% может дать от 130 до 330 млрд. руб., вызвав скачок цен максимум на 2,1%, падение розницы на 1% и
вычет 0,5 пп из роста ВВП

Если для увеличения поступлений будет отменен потолок зарплат для начисления взносов в ФОМС, то бюджет получит 200 млрд руб., но уход в тень части начисляемых зарплат станет неизбежным, из-за чего
возникнут потери в НДФЛ и социальных взносах. Причем под ударом высококвалифицированные
работники, так как в соответствии с предлагаемыми планами нагрузка на работодателей, имеющих только низкооплачиваемых работников, не вырастет.

Из всех рассматриваемых вариантов увеличения налоговой нагрузки менее болезненным окажется повышение НДС, а не повышение/введение новых налогов региональных бюджетов.

«Как показывают наши расчеты, повышение ставки НДС обеспечит не меньший объем дополнительных доходов, чем остальные налоговые инициативы правительства, а именно – 375 млрд рублей. Другие меры или
дают существенно меньший налоговый эффект, или приводят к более значительному торможению экономики. Но налоговая нагрузка в России и так довольно высока, и любое повышение налогов не пройдет
бесследно», — отмечает директор ЦМИ Сбербанка России Юлия Цепляева.

 

С полным текстом отчета можно ознакомиться на сайте Сбербанка России в разделе «Аналитика и исследования»