В конце декабря 2015 года в правительстве Астраханской области состоялось закрытое совещание, на котором министры регионального кабмина обсуждали ход работ по вводу в эксплуатацию «Региональной навигационно-информационной системы Астраханской области» (РНИС АО).  Постановление правительства Астраханской области о создании РНИС АО датируется 21 ноября 2012 года, — сообщает ВолгаПромЭксперт. Однако система до настоящего времени фактически не функционирует.

Целями и задачами РНИС АО, согласно постановлению, является повышение качества и контроля качества транспортных услуг, мониторинг, диспетчеризация и управление транспортом, обеспечение безопасности перевозок, управление транспортным комплексом Астраханской области и многое другое. Система, разумеется, должна работать на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС. На покупку программного обеспечения и серверов было затрачено почти 6 млн. рублей.

Планировалось, что Система должна объединить воедино всю информацию о пассажирских перевозках на территории региона, перевозках грузов, работе спецтранспорта (скорая медицинская помощь, транспортные средства сферы ЖХК), работе транспортных средств, закрепленных за органами госвласти и муниципалитетами, работе транспортных средств, входящих в систему сельского хозяйства и пр. Это, по мнению разработчиков, позволило бы оптимизировать работу транспортной системы региона и обеспечить полный контроль за функционированием вышеуказанных транспортных средств.

В конце ушедшего года председателю правительства Астраханской области Константину Маркелову презентовали РНИС АО. Презентацию проводил представитель компании-разработчика – группы компаний «5.25» Иван Ларионов. Главе регионального правительства сообщили о завершении запуска и настройки программного обеспечения Системы, а также о ее готовности к насыщению контролируемым транспортом и новыми функциональными возможностями.

При этом в ходе презентации заместитель министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Светлана Зайкова отметила ряд существенных недоработок РНИС АО, которые исключают возможность запуска Системы в ближайшее время. В частности, до сих пор не оформлено авторское право на программное обеспечение, закупленное еще в 2013 году, программный продукт системы не имеет аттестата, подтверждающего класс информационной безопасности. Более того, регистрация программного продукта РНИС АО отсутствует даже в реестре государственных информационных систем Астраханской области, который размещен на портале astrobl.ru. Эти же причины, не позволяющие осуществить ввод РНИС АО в эксплуатацию, привел в своем письме на имя Константина Маркелова от 28 декабря 2015 года глава астраханского Минпромтранса Радик Харисов.

Как сообщил порталу ВолгаПромЭксперт источник, отказавшийся от авторизованного комментария, главе астраханского правительства продемонстрировали очень «фактически неработающую систему». Чиновник в региональном правительстве добавил, что процедура присвоения ОАО «РНИЦ» статуса оператора Региональной навигационно-информационной системы вызывает большие сомнения, поскольку это волевое решение и оно фактически нарушает антимонопольное законодательство. Он также усомнился в скором запуске Системы и эффективности ее работы.

При этом в протоколе проведения демонстрации работы РНИС АО отмечено, что демонстрацию можно считать состоявшейся. По итогам совещания министерствам и муниципалитетам Астраханской области даны поручения по обеспечению передачи информации от транспортных средств, подлежащих оснащению навигационным оборудованием, в РНИС АО.

Стоит отметить, что в ходе презентации РНИС АО Константину Маркелову продемонстрировали  картинку, на которой отображалось несколько транспортных средств, движущихся по территории Астрахани и вблизи областного центра. Картинка, по словам Ивана Ларионова – авторский продукт разработчиков системы. 

Однако, источник, знакомый с нюансами работы навигационных систем, рассказывает ВолгаПромЭксперт о том, что, скорее всего, информация, представленная председателю астраханского правительства на картинке, получена из программно-аппаратного комплекса «Виалон», серверный центр которого находится в Нидерландах. Таким образом, по его мнению, доступ к данным о передвижении различного транспорта в Астраханской области будут имеют самые разные иностранные специалисты, занятые обслуживанием серверов, а также, возможно, аналитики, имеющие возможность сделать ряд ценных выкладок на основании имеющейся у них информации.

Напомним, что нынешний проект по созданию РНИС — это не первая попытка астраханских чиновников создать в регионе подобную систему. Так, в 2007 году Астраханская область заключила соглашение о сотрудничестве с Федеральным космическим агентством («Роскосмос») для создания региональной навигационно-информационной системы. Как следует из соглашения, РНИС АО должны были создать и ввести в эксплуатацию в период с 2007 по 2009 год. Финансирование мероприятий по созданию Системы должно осуществлялось из федерального и областного бюджета. 

Система была также куплена с серверами, программным обеспечением и навигационным оборудованием для транспортных средств и должна функционировать в настоящее время. Однако правительство Астраханской области по малопонятным причинам приняло решение о создании и покупке еще одной РНИС в регионе с привлечением федеральных и региональных бюджетных средств.

Координатором нынешнего проекта РНИС АО выступает Агентство связи и массовых коммуникаций Астраханской области.