В июле 2012 года исполняется 150 лет одной из крупнейших сортировочных станций ОАО «РЖД» – станции имени Максима Горького Волгоградского региона Приволжской железной
дороги. 

Место, на котором располагается станция им. Максима Горького, по-настоящему можно назвать историческим.

 В 1862 году здесь пролегла железная дорога Царицын – Калач-на-Дону, одна из первых в Российской империи. Железнодорожная линия, построенная крепостными крестьянами, соединила Волгу с Доном в
единую транспортную систему. Первоначально она существовала как самостоятельная дорога и называлась Волжско-Донской. Её путь в 72 версты пролегал от станции Волжская (ныне Волгоградпорт) у Ельшанской
балки до Калачевского затона станции Донская. На пути этой магистрали, на самой высокой точке между Волгой и Доном располагалась станция Крутая. 

 Название «Крутая» станция получила по подъему, идущему вдоль Ельшанского оврага выше уровня Волги на 95 метров. Из-за маломощности паровозов на участке от Царицына до Крутой, где путь шел
постоянно на подъем, в составе находилось всего по 10 вагонов. На Крутой формировались составы уже из сорока вагонов и продолжали путь к берегам Дона. 

 1 июля 1878 года Волжско-Донская железная дорога была присоединена к Грязе-Царицынской благодаря ветке от Гумрака до станции Крутая. Именно на станции Крутая с 1888 по 1889 год в должности
весовщика работал Алексей Пешков – будущий писатель Максим Горький. 
С 1900 года станция Крутая была переименована в Воропоново.

 С вводом на станции Воропоново в 1952 году паровозного депо было достигнуто значительное улучшение эксплуатационной работы, ликвидировано одиночное следование паровозов между паровозным депо
Сталинград и станцией Воропоново. 

А в 1954 году станция получила свое современное название в честь знаменитого писателя Максима Горького.
В связи с растущим грузопотоком 1 августа 1963 года на станции им. М.Горького была сдана в эксплуатацию сортировочная горка – в ту пору единственная на Приволжской железной дороге. Среднесуточное
отправление вагонов, таким образом, удалось увеличить в полтора раза. В 1970 году со станции ежесуточно отправлялось уже 5742 вагона.
В начале 2000-х годов была проведена крупномасштабная реконструкция станции, которая стала одним из самых важных этапов в ее истории. Сегодня станция им. Максима Горького входит в список 32
крупнейших сортировочных станций на сети железных дорог страны: ее суточный вагонооборот составляет 12157 вагонов. Ежесуточно здесь формируется и отправляется около 70 поездов, еще столько же
проходит через нее транзитом.

На станции им. М.Горького сосредоточены более 10 крупных предприятий Приволжский магистрали, в том числе ремонтное и эксплуатационное локомотивные депо, Волгодонская дистанция пути, вагонное
эксплуатационное депо, путевая машинная станция (ПМС-152). Круглосуточную, бесперебойную работу станции обеспечивает штат сотрудников численностью более 400 человек.

В настоящее время разрабатывается проект реконструкции станции имени Максима Горького, реализация которого позволит значительно повысить показатели работы и увеличить вагонопоток в среднем в 3,5
раза.