Минэнерго подтверждает объединение управления сетями низкого и высокого напряжения. Эксперты отрасли ждут от реорганизации решения проблемы «последней мили» и приватизации региональных
«сетевиков».

Объем освоения денежных средств управленцами ФСК ЕЭС может вырасти на 800 млрд. рублей. ФСК ЕЭС унаследует и всю инвестиционную программу «Холдинга МРСК» в размере 800 млрд.
рублей. Не исключено, что это и есть главная цель в наметившейся комбинации. В ходе возможной ликвидации «Холдинга МРСК» произойдёт передача его дочерних компаний в управление ФСК ЕЭС уже летом этого
года.

Идея принадлежит вице-премьеру Игорю Сечину и была одобрена президентом России Владимиром Путиным, в апреле этого года он еще занимал пост премьер-министра. Пока конкретные шаги по этому вопросу
обсуждаются рабочей группой, которую возглавляет замминистра энергетики Андрей Шишкин. Шаг правительства по фактическому объединению двух компаний нельзя назвать очевидным. И ФСК и «Холдинг
МРСК
» подконтрольны государству, поэтому стратегическое управление ими и сейчас осуществляет одно и то же профильное министерство энергетики (Минэнерго).

Возможно, какие-то шероховатости возникли на уровне оперативного контроля над «Холдингом МРСК», ведь инвестпрограмма компании до 2015 года составляет ни много, ни мало — 800 млрд. рублей.

Инвестиционная программа ФСК ЕЭС еще больше и составляет 952 млрд. рублей до 2014 года. Очевидно, что распределение столь масштабных денежных средств (более 1,7 трлн. рублей) по
поставщикам и подрядчикам правительство никак не может оставить без своего присмотра, осуществлять который проще контролируя одну компанию, чем несколько. Возможно, это и есть основная причина, по
которой «Холдинг МРСК» могут лишить управленческих полномочий, передав их ФСК ЕЭС.

Филиалы МРСК, как и головная структура, на протяжении нескольких месяцев испытывают определенные трудности. В миллиарды рублей оцениваются только потери от ухода крупных потребителей на прямые
договоры с ФСК ЕЭС и отказа от договоров «последней мили» – наиболее остро проблема стоит в МРСК Сибири и – в последнее время – в МРСК Урала.

Кроме того, анонсированная отмена RAB-регулирования в сетевых компаниях в целях сдерживания тарифов поставила под вопрос финансирование инвестпрограмм «дочек» МРСК. Еще недавно источники в
руководстве Холдинга заявляли, что компания намерена бороться за сохранение RAB в каждом регионе, но сейчас, по сути, речь идет о сохранении самого Холдинга.

Правительство же, контролирующее и МРСК, и ФСК, решило отказаться от реформы сетевого комплекса и принять радикальное решение об отмене двухуровневой системы управления распредсетями. Напомним,
сейчас Холдинг МРСК управляет распределительными электрическими сетями напряжением 220 кВ и ниже, ФСК – напряжением 220 кВ и выше. При этом сети 220
кВ есть у обеих компаний.

Фундаментальной причиной такого решения могла бы быть и проблема «последней мили». Чтобы решить эту проблему, нужно ликвидировать перекрестное субсидирование и существенно повысить тариф на
передачу для распредсетевых компаний. Сделать это – значит ударить по потребителю, чего власть делать не хочет. Можно предположить, что «объединив» ФСК и Холдинг тем или иным образом, государство
сможет перевесить субсидирование потребителей на ФСК, тем более, что высокая рентабельность ФСК вполне позволяет нести эту нагрузку».

В Министерстве энергетики получена директива правительства РФ – Холдинг должен быть передан ФСК ЕЭС, но как юридически и фактически будет выглядеть процедура, пока не известно. Разрабатывать
стратегию будет специальная рабочая группа под руководством замглавы Минэнерго Андрея Шишкина. Речь может идти и о передаче в управление, и о фактическом слиянии двух сетевых
структур.

Наиболее вероятный вариант реорганизации, – покупка акций Холдинга в обмен на бумаги ФСК ЕЭС, передача активов ФСК ЕЭС и ликвидация Холдинга. Для ФСК ЕЭС присоединение МРСК нельзя назвать
позитивным сигналом, поскольку все проблемы межрегиональных сетевых компаний («последняя миля» и уход крупных потребителей; приватизация) перейдут в сферу ответственности ФСК. К тому же, отмечает
аналитик, рентабельность ФСК выше МРСК, а это значит, что пострадают и финансовые показатели оператора ЕЭС. Однако у ФСК есть опыт управления МРСК, и довольно успешный – в период реформирования РАО
ЕЭС.

Но это один из двух вариантов дальнейшего развития объединенной структуры. ФСК может сосредоточится на ситуации в наиболее «трудных» МРСК, например Северного Кавказа, испытывающего трудности
неплатежей, и Сибири (основная проблема – отказ крупных потребителей, прежде всего ОК «Русал», от договоров «последней мили»), одновременно начав полномасштабную приватизацию прочих МРСК.

По мнению директора НП «Сообщество покупателей оптового и розничного рынков электроэнергии» Дмитрия Говорова, следующим шагом должен стать единый тариф, и таким образом Минэнерго
решает проблему «последней мили». Руководитель НП «Совет производителей электроэнергии и стратегических инвесторов электроэнергетики» Игорь Миронов считает, что пока рано оценивать
эффект от планируемых преобразований – нужно дождаться решений рабочей группы и понять структуру изменений.

Информация предоставлена: РСПП по Волгоградской области