Несмотря на слабость внутреннего рынка и непростые условия, складывающиеся в мире, российская алюминиевая отрасль находится на позитивном этапе своего развития. В этом убежден Роман Андрюшин, директор "Русала" по сбыту на рынках России и стран СНГ.

Очевидно, что алюминиевый рынок увеличивает свою емкость за счет расширения спроса на крылатый металл в тех отраслях, где он ранее использовался в гораздо меньшей степени. Главным драйвером увеличения потребления алюминия является автомобилестроение, доля которого в структуре глобального спроса составляет почти 30%: на него приходится половина всего ежегодного мирового прироста потребления алюминия.

По нашим оценкам, в следующем году емкость глобального алюминиевого рынка может расшириться на 5,5%, почти до 60 млн тонн. Ключевым двигателем будет, как и прежде, Китай с долей потребления 50%. Тем не менее за последние годы проявили себя и другие страны-лидеры, специализирующиеся на производстве первичного алюминия,- Россия, Ближний Восток, их пытаются догнать Индия, а также регионы, играющие значительную роль в потреблении металла: Юго-Восточная Азия, в основном Япония и Южная Корея, США, Европа.

Налицо международное разделение труда: выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью осуществляется в развитых странах, поставщиками же первичного алюминия и его сплавов стали развивающиеся страны и страны с конкурентными преимуществами по себестоимости производства сырья. Особое место занимает Китай, который является как крупнейшим производителем, так и крупнейшим потребителем первичного алюминия, и крупнейшим мировым поставщиком алюминиевых полуфабрикатов.

Совершенно очевидно, что "Русал" — крупнейший игрок на мировом алюминиевом рынке благодаря низким издержкам, базирующимся на гидроэнергетике. Вдобавок наш отечественный алюминий в прямом смысле слова экологически чистый.

Очень важно, что "Русал" видит себя глобальным игроком и позиционируется как один из основных источников новых технологий выпуска алюминия и сплавов, особенно сложных по приготовлению и составу, например содержащих скандий. Подобные сплавы обеспечивают изготавливаемой из них продукции улучшенные эксплуатационные свойства.

Данные факторы, в свою очередь, находят отражение в сбыте "Русала": порядка 50% продаж приходится на рынок Европы, еще 15% — на Северную Америку, более 20% — на Юго-Восточную Азию.

Тем не менее "Русал", как национальный производитель, считает для себя приоритетным именно рынок России и стран СНГ.

Безусловно, сжатие спроса на отечественном рынке сильно ударило по российским производителям алюминиевых изделий, и в наибольшей степени — по производителям алюминиевых профилей и кабельной продукции. Но благодаря активной позиции "Русала", его огромной проектной работе с участниками рынка, с Министерством промышленности и торговли России и другими ведомствами удалось не только смягчить падение потребления, но даже увеличить поставки алюминия на внутренний и зарубежные рынки.

И сегодня "Русал" уверенно наращивает поставки. Мы прогнозируем, что по итогам нынешнего года наши продажи алюминия на рынок России и стран СНГ поднимутся на 5%, до 800 тыс. тонн, причем 50% придется на сплавы с исключительными характеристиками.

Так, в 2016 году мы освоили серийное производство алюминий-циркониевой катанки, используемой для изготовления высокотемпературных проводов линий электропередачи, которые будут широко востребованы в жарких регионах. Приступили к поставкам катанки из алюминиевых сплавов 8-й серии, применяемой для производства кабелей для внутренней проводки зданий (кстати, широко распространенных в применении, например, в Китае и США). Освоили производство новых твердых сплавов для производства автокомпонентов.

Все это дает нам основания для дальнейшего роста и развития наших компетенций в области глубокой переработки алюминия.

Следующий год готовит нам очень серьезные вызовы, потому что совокупность проектов и инициатив "Русала", участников рынка и Алюминиевой ассоциации должна способствовать выходу наших продаж на уровень докризисного 2007 года: мы рассчитываем продать на территории стран СНГ порядка 850-900 тыс. тонн алюминиевой продукции с увеличением доли сплавов до 55%.

По нашему мнению, основными секторами роста потребления станут производство алюминиевого проката вследствие увеличения его поставок за пределы России и энергетический комплекс благодаря успешной квалификации отечественной кабельной продукции в странах ЕС.

Немаловажно и то, что сильно пострадавшие от кризиса строительный комплекс и автомобильная индустрия, показавшие многократное падение в предыдущие годы, во второй половине 2016 года демонстрируют рост и, с нашей точки зрения, в 2017 году покажут позитивную и устойчивую динамику развития.

Отмечу, что стратегия развития российских производителей алюминиевых профилей, проката, штамповок, литья, кабелей в ближайшие несколько лет будет ориентирована на расширение экспортных продаж в страны дальнего зарубежья, чему в немалой степени способствует девальвация рубля. Соответственно, главным вызовом для них будет обеспечение более высокого качества продукции, которое позволит им конвертировать существующие конкурентные преимущества по затратам в реальные продажи за границей, начиная от Европейского союза и Северной Америки и заканчивая Азией.

Успех заложен в 2016 году, и мы уже констатируем существенный рост экспорта алюминиевых профилей, а также прокатной продукции — как для производства упаковочных материалов, так и технологичной продукции для машиностроения, а также очевидную тенденцию экспортных продаж алюминиевых автокомпонентов, прежде всего легкосплавных колесных дисков. В 2017 году мы рассчитываем на ускорение роста поставок кабельной продукции: мы уже видим прирост экспорта этих продуктов, однако пока его объемы достаточно невелики.

Текущий курс рубля позволяет и нам, и нашим клиентам конкурировать на всех рынках, включая китайский. По сути, для нас открыт необъятный глобальный рынок, с лихвой компенсирующий ограничения в потреблении алюминия России. При этом "Русал" неуклонно увеличивает долю поставок и на внутренний рынок — в общей структуре реализации с 20% до 25% — и намерен нарастить ее еще больше, доведя до 50%, о чем я заявляю совершенно открыто. Это нелегкая задача, но она выполнима, и в ее решении нам хорошо помогает созданная при нашем непосредственном участии Алюминиевая ассоциация, которая служит наглядным примером эффективного сотрудничества объединения частных компаний и государственной власти в лице Министерства промышленности и торговли России.

Мы с нашими коллегами из Алюминиевой ассоциации сумели наладить конструктивный диалог с правительством России, федеральными органами государственной власти, составили "дорожную карту" на базе межведомственной комиссии, созданной специально для развития отечественного алюминиевого рынка.

 

Источник: КоммерсантЪ ( опубликовано в сокращении)