В конце 2015 года «Комсомольская правда» опубликовала материал, посвященный информационной войне спецслужб западных стран против России. В качестве примера, в частности, в статье приводится «Коммуникационная стратегия России/Украины 2014-17», рассчитанная, соответственно, как минимум, до 2017 года.

Часть этого комплекта документов данной стратегии уже была обнародована в интернете. При этом есть несколько категорий таких данных: с грифом «несекретно», «для служебного пользования», а также те, на которых имеется гриф «официально секретно». Согласно информации, опубликованной в документах, «борьба с расширением пропаганды России является национальным интересом Великобритании».

Бороться британцы намерены с основными направлениями деятельности России. Таких направлений, по их мнению, немало. Это и продвижение русского языка и культуры, и защита русских за рубежом, и традиционные социальные ценности, и антиамериканизация. Также сюда отнесено прославление роли России во Второй Мировой войне и борьбе с фашизмом.

Кроме того, британские профессионалы выделили группы целевой аудитории, с которыми необходимо вести «работу».

Первая группа: «Русская широкая публика, включая уровень студентов (особенно в крупных городах».

Вторая: «Русская элита, взгляды которой могут сдержать политические действия властей. Реформаторски настроенная элита и используемая оппозиция».

Третья: «Русскоговорящая Украина (особенно восток).

Четвертая: «Русская диаспора в Великобритании».

Пятая: «Элита стран ЕС и НАТО, руководство крупных компаний этих стран, занимающее умеренную позицию, а также элита стран БРИК, особенно Бразилия и Индия».

Шестая: Население Великобритании, особенно личности, формирующие общественное мнение».

Седьмая: «Население стран Балтии».

Для эффективной деятельности и достижения поставленных целей в русскоговорящих социальных сетях, таких как Одноклассники, ВКонтакте, Живой Журнал, будут наращивать свое присутствие специально подготовленные сотрудники. Их работа основана на трехфазовом подходе, который предусматривает создание и активацию аккаунтов (1 фаза), наблюдение за жизнью в социальных сетях (2 фаза) и «активное взаимодействие и осуществление плана» (3 фаза).

Каждая целевая аудитория подвергнется индивидуальным методам «информационного воздействия». Так, например, чтобы нейтрализовать «российскую пропаганду» для «широкой русской публики, включая уровень студентов», используются «основные сообщения», несущие следующие смыслы: «военное присутствие России в Украине, российские солдаты гибнут в необъявленной войне, российская экономика страдает из-за ее политики в отношении Украины, увеличивается международная изоляция России».

Русскую элиту пугают ухудшением экономической ситуации из-за санкций и непоколебимостью ЕС и НАТО. А политическую элиту стран Балтии, наоборот, успокаивают тезисами о том, что Россия будет не в состоянии дестабилизировать местное население.

Большое внимание уделено и внутрироссийским проблемам. Воздействие осуществляется в рамках нескольких компаний, в том числе, «Санкции работают», «Свобода СМИ», «Антикоррупция».

Всем этим должны заниматься русскоговорящие сотрудники в МИД и Министерства обороны Великобритании Москве, Киеве и Лондоне. Не исключается и возможность привлечения лиц со стороны, в числе которых могут быть блогеры и журналисты как федерального, так и регионального уровня.

Кроме всего прочего есть и специальная команда, работающая офлайн, в которую запланировано привлечение «русских эмигрантов, которые понимают современные культурные и социальные нюансы».

Авторы «Стратегии» прекрасно отдают себе отчет в том, что такие действия несут в себе определенную опасность. Например, по мнению служащих Ее Величества, опасность может заключаться в том, что социальные сети охраняются «профессиональными, спонсируемыми Кремлем троллями», а это значит, что сообщения «назначенных пользователей» могут быть подвергнуты высмеиванию, а также травле и угрозам. Поэтому они должны пройти специальный инструктаж по личной безопасности, если физически находятся на территории бывшего СССР. В силу этого большая часть мероприятий офлайн, направленных на реализацию «Стратегии», проводится за пределами территории России.

Следующими шагами в реализации «Стратегии» авторы планировали (отчет был завершен весной 2015 года) использование сети российских журналистов для определения контента своих аккаунтов, антикоррупционную кампанию, тренинги большего числа журналистов, кампанию на тему свободы СМИ в России.

В свете того, что в последнее время многие региональные СМИ и информационные ресурсы в России испытывают финансовые сложности, а некоторые журналисты и вовсе подыскивают другую работу, предложения «подработать» в интересах реализации «Стратегии», вероятно, будут звучать для них все чаще.