В июле 1871 года было открыто движение по вновь построенной Грязе-Царицынской железной дороге. 25 июля 1871 года, когда в Царицын пришел первый пассажирский поезд из Борисоглебска, и является днем официального открытия станции Волгоград-1.

 

     В районе станции были расположены жилые дома железнодорожников, паровозное депо, железнодорожные мастерские, больница, приемный покой. Ежедневно со станции отправлялось и прибывало шесть пассажирских поездов.

 

     Особой гордостью был железнодорожный вокзал. Первоначально здание было деревянным, позже было построено каменное здание. В нем располагались буфет, два зала для пассажиров, на втором этаже имелись гостиничные номера.

 

     С момента появления в центре города вокзала рядом стала формироваться площадь. Она была просторной, чтобы на ней могли расположиться извозчики, телеги, а позже машины и автобусы, подвозящие пассажиров к поездам. Окончательно площадь оформилась в предвоенные годы. Здесь располагалась скульптурная композиция, изображающая детей, танцующих вокруг крокодила, ставшая знаменитой благодаря снимкам военного времени. Площадь называлась Вокзальной.

 

     В 1925 году станция Царицын-1 была переименована в Сталинград-1.

 

     С первых дней Великой Отечественной войны работникам станции и вокзала Сталинград-1 пришлось выдержать огромную нагрузку. В город ежесуточно прибывало по 20-25 тысяч человек. 23 августа 1942 года во время интенсивной бомбардировки вокзал был разрушен.

 

     После окончания Сталинградской битвы началась работы по восстановлению разрушенной железнодорожной инфраструктуры станции. За 27 дней было построено временное деревянное здание вокзала. Уже весной 1943 года станция Сталинград-1 работала на полную довоенную мощность.

 

     В настоящее время станция Волгоград-1 – внеклассная пассажирская станция, через которую ежесуточно курсируют около 120 пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения, а вокзальный комплекс, включающий в себя два вокзала, посещают ежедневно свыше 11 тыс. волгоградцев и гостей города.

 

     Протяженность станции составляет около 4 км. Сейчас на ней работают более 200 специалистов различных профессий: машинисты, сигналисты, осмотрщики вагонов, работники пассажирского комплекса.

 

     На станции трудятся 17 человек, награжденных знаком «Почетный железнодорожник», трое – знаком «Почетный работник Волгоградского отделения», пятеро являются почетными работниками Приволжской железной дороги.