А я слесари пойду – пусть меня научат!

Волгоградским промышленным предприятиям срочно требуются сотрудники, получившие рабочие профессии. Об этом шла речь 12 сентября на «круглом столе» в Волгоградском Центре занятости
населения
. Инициатором мероприятия выступила промплощадка Волгоградского алюминиевого завода ОК РУСАЛ.

Как рассказали ВолгаПромЭксперт, на встрече присутствовали представители власти, в том числе региональных министерств образования и труда, директора образовательных учреждений,
руководители крупнейших металлургических, химических, строительных и оборонных заводов, начальники отделов кадров. 

Именно промышленники бьют тревогу и заявляют о высокой потребности в новых кадрах, которые способны обучить местные учебные заведения. Однако мало того, что сейчас уменьшается количество выпускников
профессионального образования – большинство из них даже не приступают к рабочей деятельности по полученной профессии. 

По мнению присутствующих, еще 10 лет назад комитет труда и занятости населения администрации Волгоградской области осуществлял под ведомством правительства России
достаточно жесткий контроль над государственным заказом по обучению специалистов в вузах и квалифицированных рабочих в профессиональных училищах. Сегодня такого контроля нет. Ставка делается именно
на получение высшего образования.

Как отметила начальник отдела профессионального образования Минобрнауки Волгоградской области Наталия Григорьева, ситуация в ближайшие годы с
нехваткой кадров для работы на промышленных предприятиях может еще ухудшиться:

— Если сейчас 75 учебных заведений региона выпускают 11 тысяч квалифицированных рабочих, то уже к 2018 году только 60-64% из этого числа захотят или смогут получить бесплатное образование, –
констатировала Григорьева. – И это при том, что скоро вступает в силу новый закон о народном образовании, согласно которому понятие «училище» вообще уйдет в прошлое.

— Необходимы широкомасштабные рекламные кампании, способные возродить у нынешних школьников интерес к профессии токаря, станочника, резчика и т.д., – поделился директор Волгоградского Центра
занятости
населения Валерий Нечаев. – Надо откровенно признать и открыто говорить о том, что невостребованные сегодня юристы и экономисты в большинстве случаев не получают
такой высокой заработной платы, как, например, высококвалифицированные рабочие на ЦКБ «Титан» или на Волгоградском алюминиевом заводе.

Андрей Нечаев подчеркнул, что если в позапрошлом году в Центр занятости населения Волгограда обратились 7-10 человек с желанием работать на промпредприятиях, то в
2011 году таких людей не было. Но в прошлом году все-таки с помощью целевой программы удалось обучить 25 человек по рабочим специальностям, все они сразу же были трудоустроены.

 – Достойная стипендия, хорошая заработная плата, но спустя год из них остался только один человек, который намерен и далее обучаться на базе завода. Молодые ушли, — рассказал
Кулаковский. По словам директора «Нефтемаша», они признались, что не понравилась освоенная профессия.

— Вот поэтому необходимо раннее профессиональное ориентирование, чтобы с 14-15 лет знать, к чему у тебя есть способности, — высказал мнение директор строительной компании
«Квартстрой» Сергей Болотов. Он утверждает, что заложить в подрастающем поколении желание и стремление получить рабочую профессию — почетно. Об этом важно говорить
еще в школе, приглашать на экскурсии по предприятиям.

— Получить высшее образование — не значит трудоустроиться и обеспечить семью стабильным заработком. Есть ведь и невостребованные профессии, — заметил Сергей Болотов.

— Действительно, вступил в обсуждение генеральный директор «Вгаз-СУАЛ-Ремонт» ОК РУСАЛ Сергей Шишкин, есть и определенная разорванность процесса
подготовки кадров. Ученик ходит в школу и имеет очень слабое представление о тех возможностях, которые ожидают его после окончания. Что он знает? Он знает, что надо куда-то поступить учиться. Куда?
По телевизору много показывают офисных работников, юристов. То есть ребенок изначально сориентирован на офис. Исключение, наверное, составляют только дети тех, чья судьба уже связана с каким-либо
производством. Рабочие профессии считаются непрестижными. Про рабочих мало показывают фильмов. Не пишут книг. Не говорят. Результат – талантливый парень с золотыми руками, инженерной мыслью, русский
Кулибин фактически проходит мимо своего призвания. А предприятие заранее потеряло работника.

Сергей Шишкин предложил учебным заведениям готовить людей сразу с наличием необходимых компетенций, чтобы человек без дополнительного обучения имел возможность получать достойную
заработную плату.

— Конкретно, нам бы хотелось инициировать процесс подписания трехсторонних соглашений о целевой подготовке кадров между администрациями с закрепленной за ними консультационной и контролирующей
функцией, Центром занятости населения, представителями профессионального образования и предприятиями, — выступил с инициативой Сергей Шишкин. Со своей стороны мы
можем предложить участие в профориентационной деятельности: экскурсии на завод, знакомство с рабочими процессами прямо на рабочих местах. Со школьной скамьи предлагать учебное заведение, которое
научит этим специальностям. Наши лучшие работники и ветераны отрасли могут участвовать в разработке учебных программ для конкретных вакансий. Мы также можем организовать прохождение практики на
заводе, а затем зачислим подготовленного для нас работника в состав кадрового резерва с предоставлением ему по окончании учебного заведения рабочего места на имеющиеся вакансии. Мы готовы рассказать
и о той системе мотивации, которая есть у нас. Мы предоставляем спецодежду — одеваем, обуваем, фактически бесплатно кормим, лечим и даем возможности именно рабочим участвовать в программах на
льготное приобретение жилья. Об этом всегда можно узнать прямо у работников предприятия. 

Участники круглого стола сошлись в одном – сейчас иметь хорошую рабочую профессию намного надёжнее, чем быть выпускником вуза. Надо поднимать престиж рабочих специальностей, возвратиться к
полномасштабным производственным практикам, больше уделять внимания разработке государственных программ по профориентации и обучению в среднеспециальных и начальных профессиональных учебных
заведениях. Ведь выпускники этих учебных заведений имеют возможность приступить к труду и начать достойно зарабатывать намного быстрее, чем те, кто потратил много лет на обучение и построение
карьеры.