Сегодня во многих отраслях экономики, включая промышленность, транспорт и связь идут процессы модернизации. Одним из лидеров по внедрению инновационных технологий является компания Российские
железные дороги. О направлениях инфраструктурного развития, внедрения современных технологий и будущем железнодорожного транспорта корреспондент ВолгаПромЭксперт беседовал с
заместителем главного инженера Приволжской железной дороги по Волгоградскому региону Владимиром Сергеевичем Ковалевым.

ВолгаПромЭксперт: Владимир Сергеевич, какие инновационные программы сегодня реализуются в ОАО «РЖД» и на Приволжской железной дороге в частности?

Владимир Ковалев: Приволжская железная дорога входит в холдинговую структуру ОАО «РЖД» в связи, с чем нельзя рассматривать развитие Волгоградского отделения отдельно от общей
структуры Компании. Основные же направления инновационного развития дороги определены в Стратегии инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 года, в рамках которой разработана Концепция
программы инновационного развития холдинга «РЖД». Основной целью этой Программы является достижение эффективности результатов при постоянном росте качества услуг и повышение безопасности
перевозок.

ВолгаПромЭксперт: Как Вы отметили, ОАО «РЖД»– холдинговая структура, объединяющая различные сферы управления железнодорожным транспортом. Какие сегодня у Компании приоритеты
развития?

Владимир Ковалев: Совершенно верно, в Холдинг входят технические, сервисные, транспортные и множество других подразделений, являющихся его неотъемлемой частью, однако приоритетом
остаются перевозки железнодорожным транспортом. Поэтому основным стратегическим направлением Программы инновационного развития РЖД являются совершенствование системы управления перевозочным процессом
и транспортной логистики. Эта система подразумевает обновление инфраструктуры и подвижного состава находящегося в зоне ответственности Компании. Именно комплексное решение данных задач позволяет не
только повысить надежность работы и увеличить эксплуатационные ресурсы технических и транспортных средств, применяемых на железной дороге, но способно обеспечить безопасность движения поездов.

ВолгаПромЭксперт: Какие основные мероприятия инфраструктурного развития и модернизационного плана сегодня реализуются в Волгоградском регионе ПривЖД?

Владимир Ковалев: В первую очередь это обновление подвижного состава. В частности, за последние 2,5 года Волгоградский регион ПривЖД получил более 90 новых модернизированных локомотивов 2ТЭ116.
Эти тепловозы, выпускающиеся на Луганском тепловозостроительном заводе, оборудованы современным дизельными двигателями и тяговыми устройствами, что позволяет за счет повышенной мощности поезда
увеличить вес перевозимых грузов.
Новая машина позволяет водить поезда весом от 5 до 7 тыс. тонн, для сравнения – более ранние модификации локомотивов позволяли водить поезда весом лишь до 4 тыс. тонн.

В части развития инфраструктуры я хотел бы отметить крупный инвестиционный проект, реализуемый ОАО «РЖД» в Волгоградском регионе – это строительство вторых путей на участках Максим Горький –
Котельниково и Верхний Баскунчак – Трубная. Важно отметить, что новое строительство идет совместно с электрификацией пути. Увеличение протяженности электрифицированных полигонов должно будет
обеспечить прогнозируемый рост объемов грузовых перевозок в направлениях Север – Юг, Кузбасс – Азово-Черноморский транспортный узел.

Не маловажное значение приобретает развитие логистической деятельности. В зоне ответственности Волгоградского региона ПривЖД планируется создание терминально-логистического центра, который должен
появиться в Волгоградском транспортном узле и основой его будет крупнейшая станция имени Максима Горького. Центр будет представлять собой крупный технологический комплекс по переработке,
складированию, таможенной обработке грузов и контейнеров, оказывающий полный спектр логистических, а так же дополнительных услуг.

В рамках модернизации железнодорожных путей проведена комплексная замена 95% деревянных шпал на бетонные.

ВолгаПромЭксперт: Чем будет обеспечена загрузка обновленной инфраструктуры?

Владимир Ковалев: Основы координации стратегического развития железнодорожного транспорта общего и необщего пользования закладываются при определении объемов перевозочной работы.
К предприятиям, с которыми у Волгоградского территориального управления ОАО «РЖД» сложились постоянные прочные производственные связи, относятся ООО «Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт», ОАО
«Себряковцемент», «Волжский трубный завод», Производственное объединение «Каустик». В ближайшей перспективе в регионе ожидается появление еще одного крупного грузоотправителя
«ЕвроХим-ВолгаКалий».
В связи с увеличением перевозок промышленных грузов из Казахстана на Украину ПривЖД усиливает пропускную способность транспорта на тех участках, через которые осуществляется данный транзит. В
частности уже идет масштабная реконструкция станции Трубная в Волжском, на которой также будут построены дополнительные пути и обеспечены дополнительные маршруты.

ВолгаПромЭксперт: Реализация столь масштабных мероприятий наверняка не обходится без применения новых технологий. Приведите примеры их внедрения, а также результаты, если таковые
имеются.

Владимир Ковалев: Да, конечно. В Программу инновационного развития ОАО «РЖД» включены комплексные мероприятия по развитию интеллектуальных систем управления перевозочным процессом
на базе современных цифровых телекоммуникационных систем и спутниковых технологий. Кроме того особое внимание уделяется внедрению энергоэффективных технологий.

С 2010 года на железной дороге широко внедряются системы автоматизированного управления ведения поезда с выбором энергетически оптимального режима движения. На сегодняшний день в депо приписки
Волгоградского региона системой «Автомашинист» оборудовано 18 локомотивов. Данная система позволяет снизить удельный расход энергоресурсов на 1,8 %. По итогам 2011 г. использование системы
автоведения позволило сэкономить 408 тонн дизельного топлива и 111 тыс. кВт•ч электроэнергии. В 2012 году комплектами оборудования автоведения пассажирских поездов будут оборудованы еще 19
локомотивов в эксплуатационном депо Волгоград.

На Приволжской железной дороге также внедрена «Единая автоматизированная система учета дизельного топлива», которая направлена на снижение расходов.
Отдельно хотел бы отметить, применение «альтернативных» технологий в энергетике. В ряде линейных подразделений Волгоградской дистанции электроснабжения используется комплексная энергосберегающая
система с гелиоколлектором для нагрева воды и тепловым насосом для отопления.

Так же, для освещения больших территорий станций нашего региона широко применяются высокомачтовые осветительные установки с экономичными светильниками. Отмечу, что такое освещение позволило за год
снизить расход электроэнергии на общую сумму более 4,5млн. руб.

ВолгаПромЭксперт: Какие современные системы применяются для безопасности перевозок?

Владимир Ковалев: Могу отметить автоматизированную систему для выявления потенциально опасных неисправностей вагонов на ходу поезда. В систему входит комплект оборудования,
установленного по пути следования поездов, который позволяет в случае обнаружения неисправности оперативно передавать сигнал машинисту. 

ВолгаПромЭксперт: Владимир Сергеевич, Волгоград вошел в список городов принимающих Чемпионат мира по футболу, что предложит железная дорога в части сокращения времени доставки
грузов и пассажиров в пункты назначения?

Владимир Ковалев: Сегодня в ОАО «РЖД» и на Приволжской железной дороге в частности, ведется масштабная работа по обеспечению развития высокоскоростного движения поездов.
Реализация комплекса мероприятий позволит увеличить среднюю скорость прохождения составов пассажирского назначения с 100 до 120 км/ч, а грузовых с 80 до 100 км/ч.
Что касается обеспечения перевозок связанных с предстоящим чемпионатом мира в России, то конечно железная дорога будет играть немаловажную роль в обеспечении пассажирского и грузопотоков.

Одним из этих направлений реализации в Волгоградском регионе станет новый маршрут ночного поезда Волгоград-Москва, который сможет доставлять пассажиров всего за 12 часов. Не раскрывая всех
секретов, отмечу, что новый маршрут будет проходить через Саратов, обеспечивая, таким образом, не только пассажиров из нашего региона новым и скоростным видом железнодорожного транспорта. 

В самом Волгограде будут модернизированы почти все пассажирские пригородные платформы. Совместно с Министерством транспорта Волгоградской области и Администрацией Волгограда будут переустроены
подходы и подъезды к ним, т.е. получатся современные транспортно-пересадочные узлы.

Особо хочу отметить, что развитие железнодорожной инфраструктуры и реализация новых проектов позволяет обеспечить не только отдельный регион надежным и устойчивым транспортным сообщением, но и
других субъектов России.