Интернет-технологии сегодня показывают серьезную динамику роста и открывают новые возможности для абонентов операторов сотовой связи. О том, что ждет рынок телекома в России в ближайшем будущем, на встрече с волгоградскими журналистами рассказал генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин.

Сегодня отрасль сотовой связи  в России в целом  остается прибыльной,  однако сложившийся уровень низких цен на услуги связи и жесткая конкуренция на рынке ставят перед игроками новые  задачи. Конечно операторы связи почувствовали на себе непростую экономическую ситуацию в стране, которая значительно отодвинула сроки окупаемости инвестиционных программ. Если раньше окупаемость базовой станции была на уровне 2-3 лет, то сейчас эти сроки отодвинулись на 5 лет. Тем не менее операторы продолжают находить эффективные решения в современных реалиях.

Бизнес модель Tele2 строится на предоставлении абонентам недорогой мобильной связи, и компания продолжит оставаться дешевле других операторов, даже при достаточном наполнении абоненткой базы. И такие примеры у нас есть. Так, в ряде регионов мы являемся лидерами по численности абонентов, но это никаким образом не отражается на стоимости  наших услуг.

Нашим конкурентным преимуществом является то, что мы предлагаем привлекательную цену  и фокусируемся на внимательном отношении к операционным и капитальным затратам. Для Tele2 вендоры представляют самые низкие цены  по отрасли. Это связано, в первую очередь,с  нашим особым подходом в выборе опций, которые мы заказываем:исключая лишнее, мы можем гарантированно получить высококачественное оборудование, но по интересной для нас стоимости.У Tele2 нет собственной розницы. Мы — единственный оператор на рынке связи, реализующий 100% розницы через дилеров. 

Рынок сотовой связи в России сейчас переходит от бурного роста абонентской базы  на ежедневную  работу с  уже сформированной клиентской базой, и чтобы ее удержать, безусловно, нужна не только цена и качество услуг, но и новые уникальные предложения.В ряде регионов Tele2 начинает уходить от концепции только лучшей цены к лучшему наполнению пакета. Например, в  Москве мы запустили пилотный тариф «Говорит Москва», который предполагает безлимитную голосовую связь. Такое пока никто из других операторов своим клиентам предложить не может.

В дальнейшем  рынок телекома в том  виде, в котором он сейчас есть, прекратит свое существование.  Спектр мобильный услуг довольно широк и со временем, как динамичная среда,  продолжит меняться.  Традиционные  телеком операторы будут работать в партнерстве с компаниями разработчиками новых услуг или их официальными представителями. Причем такие опции, как телевидение, музыка, он-лайн платежи уже присутствуют на телеком рынке, и количество сервисов будет только расти. И здесь сотовым операторам  важно понимать, что  именно нужно клиенту . Кто сделает это лучше, тот и победит!

Еще одним интересным направлением на российском рынке телекома станет массовое развитие виртуальных операторов связи. Пока в России, в отличии от зарубежных стран,  их нет, а опыт создания не всегда был удачным. Но в ближайшее 5  лет это будет массовым явлением на российском рынке.  Виртуальные операторы — это черта зрелого телеком рынка, который перестал расти, и на нем возникнет  новый виток  конкуренции.  В нашей стране есть много сильных брендов , которые  притягивают  клиентов, и проще будет привлечь клиентов именно через эти бренды, чем  продолжать  продвигать свою компанию старыми методами и «изобретать колесо».

Tele2 сегодня — пионеры этого движения в России. У нас подписано два новых крупных контракта с Ростелеком и Сбербанком, в стадии проработки еще несколько небольших проектов в этой сфере.

Структура виртуального оператора понятна и прозрачна. Есть сегменты граждан, привязанные  к услугамкрупных игроков финансового или иного рынка, и все они хотят потреблять  полный спектр услуг, предлагаемых  этими компаниями.  В свою очередь даже небольшие компании могут выступать инициаторами  создания виртуального оператора в том или ином потребительском сегменте, и рынок западной Европы тому пример. Первые успешно реализованные кейсы в этом сегменте телекома как раз и станут драйверами развития виртуальных операторов в России.