Российская Федерация занимает второе место в мире по общей длине железнодорожных путей. Впереди только Соединенные Штаты Америки, на третьем месте Канада и на четвертом – Украина.

Железнодорожный транспорт играет первостепенную роль в осуществлении экономических связей, как внутри страны, так и на международном уровне. Именно железной дороге в течение многих лет подряд
принадлежит пальма первенства в грузообороте и пассажиропотоке страны.

С повышением скорости движения составов и количества поездов возрастает эксплуатационная нагрузка на железнодорожные пути, а значит и объем ответственной работы многих региональных управлений
путевого хозяйства, отвечающих за текущее содержание железных дорог (), оперативное внедрение в практику и эксплуатацию новых
эффективных машин, механизмов и инструментов. Ведь от качества работы данной службы во многом зависит бесперебойность доставки важных для народного хозяйства грузов и, главное, безопасность движения
поездов.

Важная роль здесь должна отводиться не только своевременному выявлению и оперативному устранению возможных технических неполадок оборудования, но и уделяться должный контроль за геофизическим
состоянием путей и прилегающей территории.

Ведь правильное устройство земляного полотна (), являющегося основанием для укладки дороги, по которой
движутся многотонные железнодорожные составы, играет одну из ключевых функций в системе безопасности. И в связи с участившимися фактами проявлений неблагоприятных погодных условий, обильным
выпадением атмосферных осадков, а также весеннему подтоплению обширных территорий фактор повышенного внимания к рельефу местности должен оставаться приоритетным.

На долю путевого хозяйства приходится почти половина всех основных фондов железной дороги страны. В этой важнейшей отрасли железнодорожного транспорта занято почти 17 % всех железнодорожников.

В целом, безопасность эксплуатации и эффективность работы железнодорожного транспорта определяется как комплексом оперативного реагирования на решение многих технических и организационных задач со
стороны центрального аппарата управления, так и многих линейно-дорожных служб на местах. Потому, важная роль здесь должна отводиться поддержанию высокого профессионального уровня всего персонала,
регулярное прохождение необходимого обучения и повышения уровня служебной квалификации.