Зарождение промышленности Волгограда можно отнести к 60 годам 18 века, когда в Сарепте появляются первые фабрики по производству свечей, лесопильной продукции, кожевенных изделий, продукции
ткачества и винокурения. В начале 19 столетия тут же в Сарепте был организован выпуск горчичного порошка и горчичного масла, а чуть позже были налажены паровые мельницы. И уже к 1860 году здесь
работало 16 предприятий, а в самом Царицыне всего 12. Промышленность в Царицынском уезде до последней четверти 19 века была довольно мелкой, носила почти кустарный характер, и специализировалась в
основном на переработке с/х продуктов и производстве различных пищевых продукций – крупы, муки, масла, а также черепицы, кирпича, кожевенных изделий, досок, мыла и т.п.

Быстро развиваться промышленность стала после реформ 1861г и с постройкой на следующий год первого железнодорожного пути Царицын – Калач-на-Дону, связавшего Волгу с Доном. И с дальнейшим
строительством железнодорожных путей, связавших уезд с важными экономическими районами империи, ускорилось и развитие водного волжского транспорта.

Наличие недорогих видов различного сырья, рабочих, торговых путей со многими экономическими регионами послужило предпосылкой к развитию здесь промышленности, которая могла принести получение
больших барышей. Поэтому сюда поспешили русские и иноземные капиталисты, приступившие к строительству крупного производства. И в 1875 г в городе был возведен металлообрабатывающий завод Барро, а
через 5 лет крупный, по тем временам, лесозавод братьев Максимовых, а еще через несколько лет таких заводов уже насчитывалось пять штук.

Отправной точкой развития нефтеперерабатывающей и нефтяной отрасли послужила организация в конце 19 века в Царицыне нефтепромышленного и нефтескладского хозяйств «Товарищества братьев Нобель»,
называвшегося тогда – «Нобелевский городок», положивший начало торговле нефтепродуктами и самой нефтепереработке. Начиная с этих времен, город становится главным «керосиновым» рынком Российской
империи. Деятельность Товарищества отразилась на развитии промышленности города.

В 1898 году вступает в строй металлургическая фабрика Урало-Волжского акционерного общества (сейчас – «Красный Октябрь»). В самом начале 20 века вводится в строй гвоздильно-проволочный завод,
который запускают братья Серебряковы и ряд других предприятий. В 1900 году в городе уже действует свыше 140 различных предприятий. Перед первой мировой Царицын уже крупный транспортный узел,
опередивший в полтора раза по грузообороту такие крупные волжские города как Астрахань () и Саратов.

Вместе с развитием промышленности, торговли, транспорта в последнюю треть 19 и начале 20 вв. в Царицыне наблюдается быстрый прирост населения. К 1861 году численность городского населения
превышает 7 тысяч, к 1900 году достигает уже 60 тысяч, а к 1915 году составляет уже 135 тысяч человек.

Если сравнивать Царицын с другими городами дореволюционной России, то город был весьма крупным центром промышленности. Это положение оставалось и в первые годы власти большевиков.

Сегодня промышленность областного центра и Волгоградской области имеет очень широкий профиль практически по всем отраслям. Здесь строятся прекрасные здания и гостиницы Волгограда (), производятся различные машины, агрегаты и оборудование, трубы, химикаты,
качественный металл, продукты питания: растительные жиры, мука, мясомолочные продукты, кондитерские изделия, консервы и пр.