www.raritetus.ru

«Неразменные деньги», описанные на https://www.numizmatik.ru/shopcoins/1689-1725-petr-i_g561/1-rubl_nl927, — магическая вещь. Люди хранят в кошельке заветные доллары или копейки, тем самым пытаясь привлечь удачу и финансовое благополучие. Существуют специальные схемы, как сложить неразменные купюры, в какой кармашек засунуть, в какое время. Для экономистов термин имеет более «приземленное» и «обыденное» значение: так называют знаки, номинал которых выше стоимости материалов, ушедших на чеканку / печать.

«Неразменные деньги» необходимы для упрощения повседневных расчетов. Они заменяют полноценные монеты или банкноты, где стоимость металла = номиналу.

После проведенной Витте денежно-финансовой реформы кредитные билеты можно было обменять на золотые монеты по номиналу. Но Первая война внесла коррективы, и обмен на золото прекратился. Купюры стали «неразменными».

Анклюз – неразменная монета в мифах славян

В славянских преданиях и легендах упоминают изделие из серебра:

  • инклюз;
  • анклюзник;
  • инклюзник;
  • анклюз;
  • анталюз.

Считается, что это магическая монета, которая возвращается к хозяину после оплаты и притягивает к себе другие деньги. К примеру, ходили поверья, что неразменная монета приходит вместе с остальными потраченными на покупку.

Считалось, что «анклюз» связан с черной магией и потусторонними силами. Чтобы получить неразменные деньги, необходимо было:

  • сторговаться с чертом;
  • пообщаться с домовым;
  • добыть заклятый клад;
  • продать черту черного кота.

Появились предания и о том, как избавиться от «инклюза».

Получение неразменной монеты описывалось и в легендах народов Запада. Известны:

  • особенный пенни (он же Hatch-Penny);
  • неопределенный медяк / без номинала (The Copper Coin);
  • 2 чентезимо (монета, которую до сих пор рекомендуют держать при себе итальянцы) и так далее.

Счастливую неразменную монетку французы заменяют обрывком нити. Испанцы используют для «привлечения денег» пуговицы или гвозди. Японцы носят с собой кусочек змеиной кожи.

От мифов к реальности: Рубль Петра Первого и бородовой знак

Это так называемый «Рубль за ношение бороды». В легендах указывают на портретный рубль императора и медный знак – «бородовую копейку».

В 1843 г. в обращении появились первые бумажные деньги. На них также начали распространяться суеверия о «неразменной купюре». Рассказывали про черную кошку, о которую необходимо было обтереть банкноту. Но кот должен быть не простым, а пролежавшим на каменке бани, которую топили «по-черному».

После получения рубля необходимо было пойти в церковь и сказать: «Анталюз маю».

Ходили слухи, что неразменные рубли, упущенные хозяином по каким-то причинам, можно встретить в обороте. Чтобы проще было распознать «свою купюру», владельцы часто делали загибы или дырочки.

Пятак из повести «Понедельник начинается в субботу»

В работе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» появляется неразменный пятак ГОСТ 718-62. Монета достается персонажу от смотрительницы Наины Киевны. Исследователь Александр Привалов начинает серию экспериментов, чтобы понять особенности пятака. Но нумизматам так и не суждено понять, что же «эдакого» в монете. Милиция изымает пятак и вручает Привалову взамен ту же сумму обычными деньгами. Братья Стругацкие указывают в описании на «выщерблинку». Считается, что именно этот дефект приносит удачу и достаток.

У нумизматов возникает резонный вопрос: «Почему неразменным оказался пятак, если были 2 копейки или трешки?». Ответ найти сложно. Возможно, причина в том, что 5 коп. часто «меняли сплав»: то чеканились из меди, то изготавливались из серебра. При императоре Николае Втором и вовсе 5 копеек делали и в серебряном сплаве, и в медном. Возможно, подобные особенности выпуска и чеканки послужили поводом для создания легенд и суеверий. По сей день рекомендуют не дарить пустой кошелек, а положить туда именно пятачок (то же самое касается презентов в виде ножей или носовых платков).

Пятак в повести «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева

В повести описана ситуация, когда мальчик идет и замечает под ногами небольшой кружок, коим и оказывается пятак – пятнистая монета с бирюзовым лишаем вместо орла. По ходу истории становится понятно, что 5 копеек лежали с прошлого года, но для ребенка они становятся магическими. Главный герой верит в то, что получит неслыханные богатства и сможет привлекать кучу денег.

Золотой трёхрублёвик из сказки о «фармазонских» деньгах

Фармасон – человек, который нажил богатство благодаря черной магии. В сказке главный герой надеется разбогатеть. Персонаж отправляется путешествовать по Симбирской губернии. Здесь он встречает старика, который вручает ему трехрублевый золотой на покупку водки (но обязательно с одной копейкой на сдачу!).

После покупки парень вдруг обнаруживает, что ценная монета вернулась. Старик уводит героя в черный храм, где послушники добывают темные драгоценные металлы. Чтобы присоединиться к монахам, нужно позировать для портрета, написанного кровью. Герой пугается и убегает. Монета из золота превращается в обычную и больше не возвращается.

Серебряный грош из легенд Прикарпатья

Считалось, что грош может стать магическим, если вылежится в ласточкином гнезде в течение трех поколений птенцов.

Также считалось, что неразменную монету можно просто купить на Львовском базаре.

Часто можно встретить покусанные изделия того периода. Таким образом грош как бы «привязывали» к хозяину и заставляли возвращаться. Источник информации: https://www.numizmatik.ru/shopcoins/1689-1725-petr-i_g561/1-rubl_nl927.