После визита Виктора Зубкова волгоградских аграриев потянуло на законотворчество. Сейчас готовится третий вариант проекта Федерального Закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с
государственной финансовой поддержкой». 

Первые два разработаны многопрофильными и кэптивными страховыми кампаниями, пришедшими в агросегмент рынка в 2008 – 2010 годах.

— Они отражают интересы крупных игроков страхового рынка и практически создают рынок принудительных услуг для сельхозпроизводителей и региональных властей. Оба проекта в большей или меньшей степени
представляют собой компиляцию действующего закона об ОСАГО и испанского закона о сельхозстраховании, неприменимого в России из-за высокого уровня климатического разнообразия. – Пояснил корреспонденту
volpromex.ru эксперт Института региональной экономики и социального проектирования (ИРЭСП) Гай Мовсисян

— В российской практике будет работать только простой рамочный закон, с максимальным саморегулированием на уровне регионов и контролируемых производителями обществ взаимного страхования (ОВЗ). —
Говорил на протяжении многих лет фермер, дважды Герой социалистического труда Виктор Штепо. — Государство может помочь лишь создав бесприбыльную государственную перестраховочную организацию,
возмещающую региональным страховщикам потери, связанные с пиковыми уровнями аномальных явлений, подобных засухе этого года.

Напомним, что сложившиеся в РФ постсоветские правила игры в агростраховании были разработаны и апробированы именно в зоне рискованного земледелия – в четырех субъектах РФ, которым в этом году
налогоплательщики РФ первым окажут помощь в связи с последствиями засухи: Башкортостан, Оренбургская, Самарская и Волгоградская области.

Правила, постоянно совершенствуясь участниками ассоциации «Агропромстах», работали до 2008 года, пока не были подвернуты радикальной коррекции со стороны многопрофильных и кэптивных страховых
кампаний, потерявших в ходе кризиса такие сегменты рынка как КАСКО новых автомобилей и ипотека.

Рынок агрострахования отреагировал на изменения отрицательной динамикой. Финансовой устойчивостью сельского хозяйства вновь, по российской традиции, пришлось управлять в ручном режиме.

30 июля в Волгоградской области с рабочим визитом побывал первый заместитель председателя Правительства РФ Виктор Зубков. Вместе с главой администрации Волгоградской области Анатолием Бровко он
посетил ООО СП «Донское» Калачевского района Волгоградской области, где на кукурузном поле встретился с руководителями сельхозпредприятий.

Руководитель СП Александр Колесниченко рассказал первому вице-премьеру о ситуации, сложившейся в силу метеоусловий. При плане урожайности 80-100 центнеров с га., реальная урожайность оказалась в 2,5
раза ниже. Зерновых убрали в три раза меньше, чем в нормальные сезоны.

По оценке областного комитета по сельскому хозяйству, в Волгоградской области погибло 28 процентов озимых. Невозмещенные затраты составили 1,4 млрд. рублей. Причина, по мнению присутствовавших на
встрече аграриев, и снижение эффективности страхования сельскохозяйственных рисков в силу ухода с рынка региональных и специализированных страховых компаний. Вместо автоматического, основанного на
рыночных механизмах инструмента возмещения потерь сельхозпроизводителей, Волгоградская область собрала и направила в Минсельхоз России документы, необходимые для выделения кредита.

Можно предположить, что в альтернативном проекте закона, скорее всего, будет заложен принцип «децентрализованной симфонии», который на протяжении трех лет пропагандируют Центр проблемного анализа и
государственно-управленческого проектирования, Институт региональной экономики и социального проектирования, и научный центр СК «Царица». Он, в упрощенном по объективным причинам виде, реализован членами Международной федерации кооперативного и взаимного страхования (ICMIF) в странах Азиатско-тихоокеанского региона.