Основным препятствием для развития операций импортного факторинга в России является тот факт, что существенная доля товаров импортируется в Россию по так называемым “серым” схемам, которые
предусматривают занижение инвойсной стоимости и расчеты с использованием оффшорных компаний. Причем в первую очередь речь идет об импорте товаров народного потребления (бытовая техника, электроника,
одежда, отделочные материалы и т.д.), поставки которых традиционно генерируют большую часть факторингового оборота в большинстве стран мира.

Сейчас в импортном факторинге мы одобряем только порядка 50% запросов от иностранных контрагентов, причем основная причина отказа – нежелание российских импортеров предоставлять информацию по
сделкам, – поясняет Корнелиу Робу, заместитель председателя правления НФК. – Как мы полагаем, основная причина отказов в сотрудничестве с фактором – “серый” характер импорта и порождаемая им
непрозрачность деятельности компании. В факторинге прозрачность документооборота и действительность денежных требований критически важна, а в импорте мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда данные
по обороту со стороны зарубежного поставщика мягко говоря не сходятся с оборотом отражаемым российским импортером.

Т.о. главным вопросом остается то, что изменятся ли как ожидается процедуры таможенного контроля после вступления России в ВТО, а именно получит ли российская таможня прямой доступ к экспортным
декларациям из стран, откуда импортируются товары, что потенциально должно полностью “обелить” импорт. Г-н Робу отмечает: “Если бизнес получит стимул “обелить” импорт, мы ожидаем взрывного роста
оборотов импортного факторинга – в 3-5 раз в самой ближайшей перспективе. Если в 2011 году оборот составил порядка 8 млрд. рублей, то в перспективе нескольких лет он мог бы вырасти до 40 и более
млрд”.