По итогам 2011 года суммарный рост производства в машиностроительном комплексе составил 16% по сравнению с 2010 годом, по оценке информационного агентства AK&M. Объемы производства
практически вышли на докризисные показатели: отставание от 2008 года составило всего 1%. 

Машиностроение вошло в 2011 году в число отраслей с самой высокой M&A-активностью. По темпам роста отрасль заняла пятое место на российском рынке: число сделок увеличилось в годовом сравнении на
58.6%, до 46 против 22 в 2010 году. По этому показателю машиностроение заняло третье место на российском рынке M&A в 2011 году, уступив лишь торговле и сфере услуг. Сумма сделок выросла на 86%,
до $2704.5 млн. по сравнению с $1072.6 млн. годом ранее. На машиностроение пришлось в истекшем году 3.5% общего объема российского рынка слияний и поглощений.

 

Но во многих подотраслях в декабре 2011 года зафиксировано снижение в годовом сравнении. Это связано с исчерпанием эффекта низкой базы и насыщением спроса по ряду сегментов. Спад в производстве
механического оборудования составил 31.5%, в производстве оборудования общего назначения — 22%, в выпуске тракторов — 28.3%, в станкостроении — 12.5%, в производстве бытовой техники — 9.6%.

Так по итогам 2011 года производство автомобилей в России по сравнению с 2010 годом увеличилось на 51.8%. Выпуск легковых автомобилей достиг максимального в истории результата — 737 тыс. шт.

Но темпы роста продаж легковых автомобилей замедляются. Если в первом полугодии 2011 года, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых авто увеличились на 56%, то осенью прирост
составлял всего 26-27% в годовом сравнении, а в декабре — 23%. В январе 2012 года прирост составил 20%.

По итогам 2011 года в целом российский автомобильный рынок вырос на 39%, до 2.6 млн. шт. Эксперты АЕБ подтвердили прогноз роста продаж до 2.8 млн. шт. на 2012 год. Таким образом, темпы роста
российского авторынка в 2012 году составят менее 8%.

В свою очередь выпуск грузовых вагонов в 2011 году достиг рекордных исторических показателей (62.8 тыс. шт.) и вырос на 24.4% к 2010 году. Рост закупок грузовых вагонов происходит из-за отложенного
спроса в период кризиса, а также реформирования отрасли.

Однако, в конце года темпы стали замедляться: в октябре 2011 года производство грузовых вагонов по сравнению с октябрем 2010 года увеличилось на 7%, а в ноябре снизилось на 3%. В декабре спад был
более глубоким и составил 7.5%.

Падение ажиотажного спроса эксперты и участники рынка прогнозировали ранее и связывали его с избытком вагонов. Так, по прогнозам старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича, переизбыток
грузовых вагонов в странах СНГ в 2012 году составит 100-150 тыс. шт.

В свою очередь, по данным профильного Комитета Союза машиностроителей России в январе 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по большинству видов выпускаемой тракторной,
сельскохозяйственной, коммунальной и дорожно-строительной техники произошел рост производства и в среднем он составил 26,0%.

С другой стороны, на некоторых ведущих предприятиях отмечается снижение объемов производства – в частности, выпускающих тракторы на гусеничном ходу, культиваторы, бульдозеры и трубоукладчики,
автогрейдеры и строительные погрузчики.

Наибольшую динамику роста за этот период показали: пресс-подборщики (в 3,3 раза), кормоуборочные комбайны (в 2,4 раза), зерноуборочные комбайны (в 1,9 раза), плуги (в 1,8 раза).
Снижение производства по тракторам на гусеничном ходу, культиваторам, бульдозерам и трубоукладчикам, автогрейдерам, строительным погрузчикам в январе 2012 года по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года составило:

• бульдозерам и трубоукладчикам – 44,6%;
• культиваторам – 35,8%;
• тракторам на гусеничном ходу — 33,0%;
• автогрейдерам – 20,5%;
• строительным погрузчикам – 4,2%.

В январе 2012 года по всем видам выпускаемой продукции, кроме тракторов на гусеничном ходу, бульдозеров и трубоукладчиков, динамика объемов отгрузки отставала от ее производства, в результате чего
общее количество неотгруженной техники по состоянию на 1 февраля 2012 года увеличилось на 1279 единиц и составило 9072 машины.

Большая часть неотгруженной техники (8163 единицы или 90,0%) приходится на зерно-, кормоуборочные комбайны и прицепную сельскохозяйственную технику (6023 единицы – 66,4%), тракторы (2140 штук –
23,4%).

 

 

Справка ВолгаПромЭксперт:


Информационное агентство AK&M было основано в 1990 году в виде закрытого акционерного общества — ЗАО «AK&M» и с момента создания является одним из наиболее
известных и влиятельных информационно-аналитических агентств.
С 2001 года AK&M является уполномоченной ФСФР России организацией по раскрытию информации на рынке ценных бумаг. В рамках данных полномочий агентством создана и поддерживается Система раскрытия
информации на рынке ценных бумаг – DISCLOSURE.
АК&M представлено на рынке экономической информации рядом собственных информационных и аналитических продуктов.
 

 

По материалам: www.akm.ru и www.soyuzmash.ru