Не все предприниматели задумываются над вопросом последующей продажи собственного бизнеса. И совершенно зря. Возможно, в какой-то момент вам надоест заниматься бизнесом либо жизненные
обстоятельства вынудят вас отказаться от работы, так что не стоит с негодованием отметать идею продажи. Лучше заранее «подстелить соломку» и обдумать, каким образом можно продать именно ваш бизнес.
Это может быть продажа саженцев (), логистика, косметический кабинет – у каждого решения свои нюансы.

Бизнес можно продать как целиком, так и по частям. Обычно, составными частями предприятия являются:

— Помещения: офисы, склады, земельные участки и т.д. И тут возможны два варианта – когда вы полноправный владелец здания/участка земли и когда вы являетесь арендатором. Так что, вам нужно подумать
не только о том, кто захочет сибирский кедр купить (), но и том, каким образом распорядиться арендуемым участком – отказаться от него вовсе или заключить договор о переуступке прав
аренды. Кстати говоря, в этом случае вы сможете также заработать на разнице старого и нового договоров.

 — Людские ресурсы: сотрудники и партнеры предприятия. Занимаясь продажей бизнеса, любой сознательный и ответственный бизнесмен думает о людях, которые все еще находятся под его
ответственностью. Чтобы не оставить своих сотрудников на бирже труда в ожидании нового места, поговорите с покупателем о его планах относительно коллектива. Как вариант, можно заключить долгосрочные
контракты, которые позволят работникам сориентироваться в поиске новой должности, не теряя дохода или же получить компенсацию в случае увольнения новым владельцем бизнеса.

— Бренд: имя, слоган, рекламные компании, место в телевизионном прайм-тайме, бигборды, форменная одежда и т.д. В случае с популярными, известными и уважаемыми компаниями, бренд может стоить
намного дороже материальной части бизнеса.

— Правообладание: патенты на товары, товарный знак, ноу-хау и т.д. Наработанное годами, потом и кровью – по-настоящему бесценно.

— База клиентов. Ответственность, которую несет бизнесмен, передавая новому владельцу клиентскую базу, крайне высока. Покупателю отойдут не только поименные списки, но и контакты (телефоны,
адреса, e-mail), а также замечания и предпочтения.

— Мебель, транспорт, офисные принадлежности. Чаще всего, это тот самый груз, который не имеет особой ценности, но висит на владельце, как камень. И если за транспорт можно выручить неплохие
деньги, фикусы и стулья вряд ли принесут существенную выручку.

Продавать бизнес по частям или отмучиться одним росчерком пера и вручить его кому-то целиком – личное дело каждого. С той лишь разницей, что «целиковый» бизнес требует оформления в единый
имущественный комплекс для успешной продажи.