Расходы любой серьезной компании, можно поделить сразу на несколько групп:

  • Постоянные;
  • Переменные;
  • Эффективные;
  • Неэффективные;
  • Косвенные;
  • Прямые и т.д.

Каждая группа имеет свои особенности и методы оптимизации. В качестве примера, можно рассмотреть косвенные расходы, которые напрямую не связаны с предоставляемыми услугами или производимыми товарами. Однако их всегда можно грамотно заложить в стоимость, используя определенные методики. Организация финансового менеджмента, готова предложить сразу несколько эффективных методов, которые рассмотрим далее:

  1. Standard costing или просто нормативная методика. Суть заключается в том, что на косвенные затраты выделяется строго фиксированный процент от выручки (ну или себестоимости). При этом, все понесенные косвенные затраты, должны быть представлены и в виде конкретных сумм. Например, расходы на мобильную связь – 10 000 рублей в месяц, на почту – 3000 рублей в месяц и т.п.

Главная проблема данного метода заключается в том, что возникнет необходимость на регулярной основе выявлять косвенные расходы. Обычно для этой роли в штат берут экономиста, так как работа не маленькая и ответственная. К тому же, время от времени придется сопоставлять понесенные затраты с действующими нормативами.

  1. Метод, при котором косвенные издержки будут напрямую зависеть от прямых затрат. Говоря простым языком, косвенные затраты будут распределяться в зависимости от зарплаты сотрудников и стоимости производственного материала.

Стоит сказать, что данную методику нельзя применять в организациях, занимающихся одновременно производством и предоставлением каких-либо услуг.

  1. Метод распределения косвенных затрат в проценте от суммарной выручки компании. Каждый проданный товар или оказанная услуга, составляют процентную часть от суммарной прибыли компании. Такая же часть издержек и должна перекрываться бизнес-процессами компании.

Данный метод вполне применим на предприятиях, занимающихся и торговлей, и предоставлением услуг. Однако компания должна работать в номинальном режиме, без резких всплесков и приостановок активности.

Простой пример: Компания хочет выйти на рынок с новым для себя товаром, но для этого необходимо задать цену, ниже, чем продавцов-конкурентов. Как же это сделать, если цена у других продавцов практически идентична себестоимости вашего товара?

Методика предполагает следующий подход: так как ключевой показатель качества финансового менеджмента – это общий финансовый результат компании, а не выручка от продажи конкретного товара или услуги, то и косвенными издержками необходимо своевременно лавировать. В свое время отдавая приоритет лишь необходимым.

Для более подробного знакомства с различными видами издержек и методами их распределения, рекомендуется пройти образовательный курс «Финансовый менеджмент», предоставленный порталом cabinet.one.