В последнее время на информационном поле Волгограда разгораются жаркие споры о полномочиях общественных контролеров при проверке бизнеса. Чтобы разобраться, что же такое общественный контроль и как отличить настоящего общественного контролера от мошенника, редакция ВолгаПромЭксперт обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей Волгоградской области Ольге Устиновой.

Как рассказала бизнес-омбудсмен, отличие настоящих общественных контролеров и мошенников заключается в целях проведения общественного контроля.

Целью законного общественного контроля является  профилактика нарушений  при ведении бизнеса и выработке рекомендациях по устранению недостатков, если таковые имеются. Право на проведение общественного контроля потребители могут реализовывать как самостоятельно, так и посредством ассоциаций или общественных организаций, у которых общественный контроль является одной из уставных задач.

В свою очередь у мошенников в данной сфере деятельности вместо защиты интересов потребителей стоит задача получить выгоду.  В основном это получение денежных средств от предпринимателей посредством  шантажа  о направлении к  бизнесмену официальных надзорных или контролирующих органов, а также обращения в судебные инстанции с целью возмещения морального вреда «подставному» потребителю. Фиксируются случаи, когда подобные контролеры заставляют предпринимателей заключать с ними договора на юридические консультации, что по сути является скрытой формой вымогательства денежных средств. Зачастую лжеконтролеры взимают какие-либо штрафы за выявленные нарушения, и как показывает практика,  предприниматели, не обладая необходимыми юридическими знаниями, попадаются на удочку мошенников.

Первое, что необходимо знать — в ходе общественного контроля предприниматели не обязаны  предоставлять документы, предъявление которых по требованию потребителя не установлено законом. В частности, общественные контролеры не вправе запрашивать трудовые договора, санитарные книжки, журнал по учету и контролю и другие.

Также в соответствии с  Федеральным законом «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей не наделены правом проводить отбор проб и образцов товаров, предназначенных для реализации, с целью проведения их исследований, испытаний. Соответственно они не вправе и изымать какие-либо документы или товары. Также  общественники не могут проверять подсобные помещения, выдавать предписания продавцам предписания о прекращении нарушений прав потребителей и составлять административные протоколы.

Ольга Устинова пояснила, чтобы во время проверки общественной организацией предприниматель должен попросить у проверяющих паспорта и документы, позволяющие установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации, а также  направление либо поручение руководителя о проведении общественного контроля.

Чтобы проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус, можно воспользоваться электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций.

Для  исключения злоупотреблений, необходимо взять с общественных контролеров  расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных к конфиденциальной информации на предприятии.  

В случае провоцирования представителями, осуществляющими общественный контроль, конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового – заключила Ольга Устинова.

Следует отметить, что не всегда деятельность общественных объединений по защите прав потребителей получает положительную оценку. Так, в свое время Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была дана крайне негативная оценка деятельности ряда общественных объединений потребителей. Как указано в письме, отдельные НКО, специализирующиеся на защите прав потребителей, в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы общественного контроля и  положения статьи 45 Закона «О защите прав потребителей».