О рынке сотовой связи говорим с директором филиала БКС Премьер в Астрахани Владимиром Ларионовым.

— Владимир, добрый день! Интересует вопрос: как в этом году развивался рынок связи (и мобильной и фиксированной), насколько серьезно пострадал из-за кризиса, когда начнет восстанавливаться, что будет в 2016 году?

— Добрый день! Компании сотовой связи в меньшей связи пострадали от кризиса, поскольку ориентированы на внутренний спрос, без мобильного телефона существовать уже нельзя, а уровень проникновения в России составляет около160%. Среди тенденций можно говорить о том, что компании приостановили процесс снижения тарифов и снизили капзатраты, потому что импортное оборудование приходится закупать в валюте. Мобильный трафик в этом году вырос примерно на 20% за счет проникновения на рынок дешевых смартфонов, увеличения числа приложений, в том числе игровых, и роста дистанционных банковских услуг. Даже многие консервативно настроенные люди освоили мобильный банк, который избавил от необходимости посещать банковские отделения. Мы считаем, что и в будущем году трафик вырастет не меньше, чем на 15%.

— Есть ли потенциал у рынка, или он уже достиг насыщения? Где стоит искать возможности для развития?

— При таком уровне проникновения как в России, есть потенциал развития только в переманивании клиентов от одной компании к другой, за счет предоставления более дешевых тарифов, как действует Теле2 в Москве, или более выгодных условий по мобильному трафику, других сопутствующих услуг типа мобильного телевидения, у которых есть большой потенциал. Интернет-трафик становится одним из условий выбора того или иного оператора.

— Какие услуги за год у мобильных операторов показали наибольшее падение, какие — наибольший рост? Как изменился спрос на рынке фиксированной связи?

— Абонентская база у операторов в этом году практически не изменилась, идет борьба за рынок дополнительных услуг – мобильного интернета и электронной коммерции, которые в доходах большой тройки занимают около 40% доходов. Эта часть будет расти и в будущем году, все больше людей будет платить за покупки прямо из мобильных приложений. Революцию на этом рынке может совершить возможность использовать телефоны в качестве кошелька, чтобы можно расплачиваться с его помощью в торговых точках, и не было необходимости носить с собой карты и бумажные деньги. И реальные практические шаги в этой направлении уже делаются, в частности, свою платежную систему уже анонсировал Apple.
— Что будет с ценами в 2016 году — что ждет абонентов, что собираются сделать операторы? Есть мнение, что многие услуги сильно недооценены, так ли это?

— В будущем году тарифы на сотовую связь сильно не изменятся, но можно предположить модификацию тарифов с учетом использования интернет-трафика, с одной стороны, и появление тарифов для малообеспеченных слоев населения, которые доминировали на рынке в первой половине нулевых. Можно предположить большее продвижение мобильного телевидения и других приложений, завязанных на повседневную жизнь, например, на управление автомобилем.

— Какие услуги станут трендами завтрашнего и послезавтрашнего дня (к примеру, мобильный банкинг?), на что уже сейчас надо обратить внимание?

— Это услуга телефон-кошелек, когда мобильный будет использоваться при оплате на кассе магазина. Второй момент – рост банковских приложений с функцией общения с финансовым советником или банковским сотрудником для получения консультаций онлайн и финансового планирования. Третий момент – увеличение роли телефона при управлении автомобилем, уже сейчас использование интернет-трафика позволяет слушать в машине музыку и смотреть фильмы без использования карт памяти, в будущем в телефоне появится функция зажигания двигателя.