О транспортных проблемах Астрахани последних лет сказано и написано немало. После того, как с середины 90-х годов сеть астраханского общественного транспорта начала рушиться по разным причинам, на
помощь пришли те самые предприниматели на Газелях, которые теперь все чаще становятся объектами критики со стороны властей и горожан. При этом никто не может дать внятного ответа на вопрос — как же
изменить сложившееся положение дел с естественной гегемонией маршруток, которая складывалась многие годы. Чиновники всех администраций Астрахани последних лет регулярно делают громкие заявления на
этот счет, однако вопрос не решается. ВолгаПромЭксперт решил поговорить о том, что ждет астраханские маршрутки и маршруточный бизнес, а также другие виды городского транспорта, с
предпринимателем, владельцем нескольких маршрутов, Марией Ломновой-Приходько

 

Мария, расскажи о том, как ты стала заниматься бизнесом, связанным с общественным транспортом и конкретно с маршрутками. Есть мнения, что ряд маршрутов в Астрахани принадлежит вполне
определенным людям и определенным структурам, и «влезть» туда без связей практически невозможно. Насколько это, на твой взгляд, так?
— Начнем с того, что я в этом бизнесе уже достаточно
давно – с 2005 года. Тогда все было намного проще, прозрачнее и понятнее. Тогда было возможно официальное оформление, нужно было открыть предпринимательство, обозначить свою деятельность – в
транспортной сфере, платить налоги и представлять уже полностью свои интересы. Право на пользование маршрутом тогда приобреталось у того, что владел уже маршрутом. Когда я начала этим бизнесом
заниматься, мне знакомые предприниматели посоветовали начать с маршрута №13. Мне тогда было 18 лет, и я решила попробовать вложить деньги именно в эту сферу, потому что это было мне близко: друзья
этим занимались давно, мы много с ними общались на эти темы, что и стало определяющим фактором при выборе.
По поводу того, что это принадлежит определенным людям. Да, у нас многие занимаются этим бизнесом, и это ни для кого не секрет. Просто сейчас все стало сложнее, ведь официально приобрести уже маршрут
невозможно. Неофициально – я не знаю, как это делается, если делается. Сейчас если и работают, то, в основном, по генеральным доверенностям. Не знаю, насколько возможно сейчас приобрести именно
маршрут. Покупают право на аренду. Для этого, в принципе, необязательно даже открывать предпринимательство.

Насколько рентабельно сейчас приобретать или брать в аренду маршрут? Разница между, например, 2005 и 2015 годом какая?
— Раньше это было более рентабельно. Было больше условия
для работы, как мне кажется. Сейчас слишком много требований, слишком много претензий, в принципе, не совсем обоснованных, на мой взгляд. Сейчас этот бизнес очень сложно назвать рентабельным.
Работают либо те, кто давно уже в этой сфере – они остаются, продолжают работать, потому что уже много сил и средств вложено в это. Либо работают те люди, которые вообще ничего не знаю, не
сталкивались раньше с этой сферой. Например, приходит человек с моря, имеет определенную сумму денег и хочет куда-то вложить, ведь думает, что маршрутка каждый день приносит деньги. На самом деле,
такие люди очень быстро уходят, пытаясь продать машины, понимая уже потом сложность этого бизнеса. Особенно, если речь идет об одной машине.

Какими ты видишь перспективы развития общественного транспорта в Астрахани в целом, включая, разумеется, и маршрутки? Будут ли у нас автобусы-троллейбусы, или же «рынок отрегулирует»
сам?
— Не считаю, что именно рынок должен регулировать. Власти тоже должны принимать в этом участие. Конечно, рынок тоже играет какую-то роль, он выживает слабых, конкуренция есть, и я ее
приветствую. Я считаю, что должны быть автобусы, однозначно. Их количество должно быть увеличено на Трусовской стороне. Потому что в часы-пик люди многие жалуются на невозможность уехать. И зря
считают, что если я занимаюсь маршрутками, то выступаю против автобусов. Нет, я их тоже приветствую и где-то они оправданы. Но я не согласна с тем, что маршрутки создают пробки.

Но их же много, вот и пробки…
— Их много, но если посмотреть, сколько в пробках стоит легкового транспорта, то будет понятно, что именно он создает пробки. И количество
частного автотранспорта продолжает увеличиваться. Нам нужны дороги новые, объездные дороги, или выделенные линии для общественного транспорта, что уже сделано во многих городах. То есть, я говорю о
том, что без развития дорожной сети говорить о развитии нормального общественного транспорта в городе невозможно. Система должна быть.
Насчет троллейбусов – я думаю, что они не выживут и в ближайшее время этот вид транспорта исчезнет. Хотелось бы вернуть трамваи, но я понимаю, что это невозможно сделать, ведь его уже
убрали.

На твой взгляд, ликвидация трамвая была ошибкой?
— Да, на мой взгляд, это было ошибкой.

Всей сети или отдельных линий?
— Вообще, в целом, всей сети. Можно было приложить усилия, изменить где-то маршрутные линии трамвая, где они мешали, и оставить там, где они
помогали. Та же улица Плещеева – сколько лет она уже оторвана от города фактически. Трамваи спасали в этом плане. Я смотрю на пример Волгограда или Краснодара, там есть трамваи, и они играют большую
роль в транспортной системе. Они реально разгружают пассажиропотоки, работают там, где не ходит другой транспорт. Поэтому я немного скучаю по трамваю.

Много разговоров было про автобусы средней вместимости. В Астрахани они сейчас представлены, правда, очень скромно уже, волгоградскими «Волгабасами». Также говорят о новых ПАЗиках, хотя их
пока и нет. Если бы тебе, допустим, дали возможность работать на таком транспорте, насколько он был бы рентабельным в нынешних астраханских условиях?
— Смотря, что значит «дали
возможность работать»? Если бы мне предоставили этот ПАЗик, то, возможно, мы бы стали на них работать. Даже, возможно, я готова была бы купить этот ПАЗик, либо другие более вместительные машины. Но
нужны гарантии. Администрация [города Астрахани – прим. ред.] нам не дает никаких гарантий стабильной работы. Мы все время как на пороховой бочке. Мы знаем, что всегда по каким-либо причинам
могут закрыть тот или иной маршрут, изменить его, либо вообще провести конкурс и поставить другие машины туда. Поэтому, если я возьму в кредит дорогостоящую машину, мне нужно будет отрабатывать
вложения эти. На это нужно время. А гарантий никаких нет. Хотя предприниматели готовы вкладываться. Показательна история с маршрутом №25, где водителей обязали заменить Газели на иномарки, дав
поработать какое-то время, но потом маршрут вообще объявили вне закона.
Поэтому пока у нас транспортный бизнес очень нестабильный, как и транспортная обстановка, в целом. Большая проблема – множество контролирующих организаций в транспортной сфере. Все они между собой
сплетаются, все хотят руководить. А для нас это постоянная путаница и препоны. Мы даже иногда не знаем, каких норм придерживаться, потому что бывает такое, когда требования одних противоречат
требованиям других.

Городская администрация сейчас предпринимает какие-то конкретные меры для нормализации транспортной обстановки в Астрахани? Может быть, какие-то встречи с тобой и твоими коллегами
проводятся, локальные вопросы решаются. Или и этого нет? Вообще, как взаимодействие с городом выстроено у вас сейчас?
— Я хочу отметить, что при проверках очень часто представители
городской администрации к нам весьма лояльны.

Хочешь сказать, что они «закрывают глаза» на какие-то недочеты?
— Нет, не об этом речь. Они просто не ставят лишних преград, как у нас любят это делать другие. У нас если
Газель действительно соответствует всем требованиям, прошла ТО и не имеет неисправностей, то они проводят свою работу без лишних претензий и препятствий. Мы привыкли ведь, что препятствия нам ставят
постоянно.

Кто, если не секрет?
— Транспортная служба, например. Транспортники. С ними бывает такое, что они явно превышают свои полномочия. Многие из нас сталкивались. Транспортники явно
не помогают работать транспорту. Они, конечно, выполняют свою работу, но больше мешают.

Обратная связь с администрацией есть?
— Скажем так, хотелось бы, чтобы ее было больше. В администрации с пониманием относятся к тому, что люди в свое время вложили деньги в
транспортные средства. Они помнят, что когда у города были проблемы с автобусами, пассажиров вывозили маршрутки. И вывозим мы людей до сих пор, потому что у города нет возможностей закупать в нужных
количествах подвижной состав. Очень не хочется, чтобы тогда, когда у города такая возможность появится, мы бы оказались «за бортом». Хотелось бы компромисса. А для этого хочется, чтобы какую-то
группу людей, именно предпринимателей, собрали. И чтобы их мнение было услышано. И чтобы не решалось все в узком кругу, после чего нас бы поставили перед фактом.

Еще один вопрос на транспортную тематику. Почему в Астрахани общественный транспорт после 21 часа практически отсутствует? Хотя в соседнем Волгограде все виды транспорта стабильно работают
до 23 часов, как минимум, и имеют своего пассажира в это позднее время. А у нас предприниматели уходят с маршрутов сами, когда захотят, особенно, если плохая погода. Есть варианты эту ситуацию
исправить?
— Могу сказать на своем конкретном примере – на маршруте №41. У нас этот вопрос был решен таким образом, что есть дежурные машины. Небольшое количество, штук пять. Они
распределены по времени и курсируют по городу. Но не до 22-х часов, а до 21 часа они стабильно работают. Если же какие-то мероприятия поздние бывают, например, футбол или салют, то общественный
транспорт работает дольше.
Если говорить о рентабельности перевозок в позднее время, то она очень низкая. Ведь работают частники, в основном. У нас нет какой-либо поддержки из городского бюджета. А значит, водителям не очень
приятно делать круг или несколько кругов с одним-двумя пассажирами в салоне. Это получается работа в минус. Но я считаю, что такого быть не должно. И я стараюсь, чтобы мои водители работали до вечера
и использовали дежурные машины. И другим рекомендую по такой схеме работать. Хотя ночная жизнь Астрахани гораздо более скромная, чем в том же Волгограде. Нет у нас людей столько вечером и ночью,
сколько есть там.

Дождемся мы терминалов безналичной оплаты в маршрутках? И сможем ли отслеживать движение маршруток с помощью приложения для мобильных устройств, как это уже реализовано для автобусов
«АстраханьПассажирТранса»?
— Опять же, решение этого вопроса зависит от гарантий администрации. Возможно, неплохо было бы частично субсидировать установку данного оборудования. Я не
против его устанавливать, себестоимость подобных терминалов довольно большая – порядка 70 тысяч рублей за один аппарат. Соответственно, если у меня 10 машин, то мне надо 700 тысяч. Это для любого
предпринимателя просто нереальные деньги, чтобы вложить их единовременно. Так что, если внедрять это оборудование, нужна поддержка и гарантии стабильности. В условиях, когда постоянно идут разговоры
о замене или ликвидации маршруток, отдельных маршрутов, то ни один предприниматель не пойдет на покупку такого дорогого оборудования. Многие вообще сейчас не вкладывают в Газели деньги. Из-за
отсутствия гарантий от городской администрации.
Что касается ГЛОНАССа, то на моих машинах он стоит уже давно. Мы установили это оборудование, платим абонентскую плату.

ГЛОНАСС работает?
— Это не к предпринимателям вопрос, наверное. Нам сказали установить это оборудование – мы установили. Нам сказали платить абонентскую плату – мы платим. 300
рублей в месяц.

Ты сама видишь свои машины где-нибудь на экране планшета, телефона или компьютера?
— Нет, я не вижу. Нам сказали, что эта система сейчас не работает. Сказать, кто отвечает за
работу этой программы, я не могу, не знаю этого. Не знаю, к кому даже обратиться. Знаю только то, что всех предпринимателей обязали это сделать. Но мы пока не понимаем, за что
платим.

Мария, насколько нам известно, недавно ты решила попробовать свои силы в политической деятельности и поучаствовала в праймериз, победители которых осенью, в ходе предвыборной кампании,
могут бороться за кресло депутатов в Гордумы Астрахани. В этот раз тебе не повезло. Что дальше?
— Дальше буду продолжать пробовать свои силы в общественно-политической деятельности.
Возможно, смогу быть полезна какому-либо депутату в качестве его помощника, возможно, буду реализовывать другие проекты в данной сфере. Прошедшее голосование и подготовка к нему, несмотря на
неудовлетворительный итоговый результат — это хороший опыт.

В случае удачного развития политической карьеры, будешь ли уделять время бизнесу или сконцентрируешься только на общественно-политической работе?
— Мысль попробовать пойти в
политику пришла ко мне внезапно. Хотя предпосылки были, так как я человек достаточно активный, мне многое небезразлично, что происходит в городе. Я хочу быть полезной городу и ищу пути для реализации
своих идей. И поэтому, когда предложили поучаствовать в выборах, в праймериз, я не могла не согласиться. Я готовилась к выборам, агитировала людей, у меня есть своя программа, я не поленилась и
проехала по всем улицам в своем округе, пообщалась с людьми, увидела, что очень многие улицы у нас на округе в запущенном состоянии, где-то нет дорог вообще, например. Хотелось бы, чтобы жители этих
улиц были в одинаковых условиях проживания вместе с теми, кто живет на благоустроенных улицах в центре Астрахани. Мне хочется наладить связь между людьми и администрацией, я могла бы выступать как,
скажем, парламентер. И сама готова, в принципе, решать вопросы людей.

На каких конкретно вопросах ты акцентируешь особое внимание? Какие проблемы города в целом и твоего округа, в частности, требуют первоочередного решения?
— Проведя немало
встреч с жителями, я выделила основные проблемы. Это, естественно, дороги. На небольших, второстепенных улицах. Там нужен хотя бы латочный ремонт, потому что ямы иногда вообще невозможно объехать.
Также очень сложный вопрос с бездомными животными, очень много проблем с ним связано. Очень много людей, которые не любят животных, как и тех, кто их любит. Но я считаю, что животных на улицах быть
не должно и обязаны с этим бороться власти. Соответственно, если бы я стала депутатом, я бы попробовала принять определенные решения или хотя бы поднимала эти вопросы в Городской Думе. Например, по
поводу стерилизации животных, хотя бы на местном уровне. Для меня основной путь решения проблемы бездомных животных – это создание сейчас хотя бы одного пункта бесплатной их стерилизации. Во многих
городах России это уже осуществлено. В такой пункт можно привезти животное, его там простерилизуют, потом держат какое-то время. У нас этим готовы заниматься волонтеры, общественные организации. У
них есть возможность осуществлять отлов и стерилизацию, чтобы животное не давало в дальнейшем потомства. Соответственно, стерилизованные собаки менее агрессивны. Но стерилизовать за свой счет может
не каждый, потому что стоит это порядка 3-4 тысяч рублей. Да это и не нужно, ведь есть программа, которую предложил наш президент Владимир Путин. Она именно на стерилизации и основана. Но в Астрахани
эта программа не работает.

Почему не работает? Законодательные сложности или нежелание?
— Мне кажется, нежелание. Потому, что пункт организовать – это не очень затратно. На стерилизацию животных
выделяются дотации, и из городского, и из федерального бюджета. Поэтому можно было бы договориться с какой-нибудь клиникой и проводить эту процедуру там. В результате, мы бы получили эффект в течение
нескольких лет.
Возвращаясь к другим вопросам, хочу сказать: нельзя забывать, что депутат должен решать не только глобальные проблемы, но и проблемы конкретных людей. Бывает, просят, к примеру, помочь с установкой
«лежачих полицейских» на дорогах, где дети бегают. В общем, нужно слушать и слышать людей.

Спасибо!

 

Беседовал Михаил Лачугин