Из-за неопределенности регламентов использования территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», неурегулированности вопроса наложения парковой зоны и охотничьих угодий,
из-за пробелов действующего законодательства и безынициативности в их устранении со стороны облкомприроды парк стал основным тормозом в развитии тех районов Волгоградской области –
Среднеахтубинского, Ленинского и Светлоярского. К такому выводу пришли специалисты Контрольно-счетной палаты Волгоградской области по результатам проверки эффективности расходования
бюджетных средств, направленных на финансирование природного парка в 2014 году
Как сообщает ВолгаПромЭксперт со ссылкой на материалы КСП, более 50% территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» занимают земельные участки, собственность на которые не
разграничена, при этом информация о земельных участках, которые не сданы в аренду и не переданы в пользование (более 70 тыс. га), в комитете природных ресурсов и экологии Волгоградской области и в
самом учреждении отсутствует. Сведениями о собственниках и пользователях земельных участков, расположенных на территории природного парка, данные ведомства в настоящее время также не
обладают, несмотря на рекомендации КСП выданные им еще по результатам проверки 2012 года.
Аудиторам также установлено, что схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий, предусмотренная действующим законодательством, также не разработана. В каждом из семи охотничьих
хозяйств, находящихся на территории природного парка, имеются зоны покоя, где запрещены любые виды охоты. Общая площадь зоны покоя составляет около 20 тыс. га, однако, как показала проверка, основная
часть этой зоны (60%) расположена в зоне массового отдыха людей, и только 10% (2,2 тыс. га) – в природоохранной зоне. Несогласованность охотпользователей и сотрудников природного парка
«Волго-Ахтубинская пойма», по мнению КСП, чревато увеличением антропогенной нагрузки в природоохранной зоне и ухудшением состояния экосистемы в целом.
На территории Волго-Ахтубинской поймы, в границах природного парка, расположены 23 санкционированных свалки общей площадью около 55 гектаров, большая часть которых образована
более 10 лет назад и не отвечает требованиям СНиП. Одна из них – свалка в х.Клетский Краснослободского района площадью 10 га, решением районного суда в 2012 году признана несанкционированной. Годом
позже был разработан проект ее рекультивации со стоимостью работ более 6 млн. руб., однако до настоящего времени эти работы не проведены.
Нерекультивированной остается и несанкционированная свалка близ г.Краснослободска, хотя решение суда о ее ликвидации вынесено еще в июне 2010 года. В 2013 году подрядная организация рекультивацию
частично провела, но поскольку объект не был огорожен и не охранялся, произошло несанкционированное захламление рекультивируемой территории и увеличение объема отходов. КСП констатировала, что
средства в размере 1,8 млн. руб., оплаченные подрядной организации за выполненные работы, израсходованы неэффективно. Теперь для ликвидации свалки необходимы
пересмотр проекта рекультивации с учетом нового объема отходов и значительные дополнительные ассигнования.
В числе нарушений со стороны ГБУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» КСП отметила использование бюджетной субсидии на выполнение не предусмотренных государственным заданием
работ. Так, 368,7 тыс. руб. были направлены на фазанарий, содержание которого госзаданием, доведенным до учреждения, не предполагалось, что в соответствии с бюджетным
законодательством является нецелевым использованием бюджетных средств.
В свою очередь более полумиллиона бюджетных рублей, направленных в 2011-2012 годах на обустройство Каршевитской кемпинговой зоны за счет средств Программы
развития ООН, палата квалифицировала как неэффективные расходы, так как приобретенное имущество, без должной охраны, было повреждено либо похищено, кемпинговая зона в настоящее время
отсутствует, а договоры бессрочного пользования шестью лесными участками расторгнуты.
По результатам проверки КСП в очередной раз рекомендовала облкомприроды совместно с заинтересованными ведомствами провести инвентаризацию территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма»,
урегулировать вопросы наложения территорий природных парков и охотничьих угодий, а также разработать до 2017 года Схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
Помимо того, контрольно-счетная палата указала на необходимость внесения соответствующих изменений в региональное законодательство в части осуществления государственного экологического надзора и
охраны особо охраняемых природных территорий, а также изменений в Положение о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» в части осуществления деятельности охотничьих хозяйств с учетом режимов и
регламентов природного парка.
Материалы проверки направлены в Волгоградскую областную Думу, Губернатору области, в Волгоградскую областную прокуратуру и межрайонную природоохранную прокуратуру.