У России самая большая площадь в мире, на основании этого многими иностранцами наша страна воспринимается как территория с широкой национальной русской натурой и колоссальными природными
запасами.

Одновременно с этим, если рассматривать всё изнутри, состояние развития ТЭК — топливно экономического комплекса имеет для страна первоочередное значение и требует пристального анализа
и внимания к деталям. Тем более тенденция, когда вся экономика может расти только за счет полезных ископаемых, весьма негативна и вызывает некоторую тревогу.

ТЭК России реально может обеспечить возрастающие потребности России в топливе и энергии при прогнозируемом росте макроэкономических показателей развития страны с одновременным некоторым
увеличением экспорта ТЭР на 3-8%. При этом примерно на 20 % возрастет вклад ТЭК в формирование доходов страны. Однако для реализации такой задачи необходимо увеличить в 2014 г. инвестиции в ТЭК по
сравнению с 1997 г. в сопоставимом виде в 1.3 раза в условиях самофинансирования инвестиционной и производственной деятельности каждой из отраслей. Для решения такой масштабной задачи должны быть
приняты меры, обеспечивающие преодоление и перелом сложившихся негативных тенденций функционирования как ТЭК в целом, так и каждой из отраслей комплекса.

Если эти меры не будут реализованы, то потребности страны в нефти и газе могут быть удовлетворены только при практическом прекращении экспорта этих энергоносителей. Потребности страны в угле и
электроэнергии не могут быть обеспечены и реальное удовлетворение спроса на эти энергоносители составит лишь 70-75% и 80% соответственно. Иными словами, темпы прогнозируемого развития экономики
страны в этом случае не могут быть обеспечены топливно-энергетическими ресурсами как для внутреннего их потребления, так и в качестве источника валюты и прогноз социально-экономического развития
страны должен быть пересмотрен в сторону снижения с учетом реальных возможностей ТЭК.

Поскольку объемы производства первичных ТЭР в этом варианте обеспечивался в 2005 году лишь на уровне 72-81% от соответствующих объемов 1997 года и, принимая во внимание, что для нормального
функционирования экономики страны необходимо примерно пропорционально сохранить уровень валютных поступлений за счет экспорта ТЭР, по экспертным оценкам размеры ВВП и промышленного производства, а
также экспорта ТЭР в 2005 году из-за энергетических ограничений составили лишь порядка 75% от уровня 1997 года. При этом учитывается, что отрицательная макроэкономическая динамика не позволит
обеспечить снижения энергоемкости экономики.

Изложенные оценки потребуют в последствии количественных уточнений, однако качественно ситуация при втором варианте функционирования ТЭК существенно не изменится.

Для того чтобы ТЭК не стал ограничителем социально-экономического развития страны, необходимо принять и осуществить следующие меры:

1. Обеспечить повышение эффективности функционирования каждой из отраслей ТЭК за счет осуществления разработанных программ научно-технического прогресса, энергосбережения, снижения издержек
производства и реформирования отраслей, особенно естественных монополий и угольной промышленности, рынка кабельно-проводниковой продукции (), электромонтажных изделий () с повышением конкурентности энергетического рынка и воспроизводство основных фондов и мощностей отраслей в соответствии с потребностью
экономики.

2. Обеспечить смягчение и последующую ликвидацию кризиса платежей и с этой целью, в частности:

— осуществление инвентаризации взаимной задолженности предприятий и бюджетов всех уровней с последующим проведением многостороннего зачета. При этом разрешить предприятиям ТЭК оставшиеся после
проведения зачета недоимки погашать бюджетным потребителям поставками энергоносителей, в пределах установленных им лимитов. Ввести в бюджетную классификацию в составе расходной части федерального
бюджета затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов бюджетными структурами отдельной строкой;

— реально задействовать ускоренную процедуру обращения долгов на имущество должников;

— отменить порядок уплаты НДС «по отгрузке», установив для предприятий электроэнергетики и газовой промышленности, с учетом их специфики, порядок взимания НДС по оплате продукции;

— установить научно-обоснованный норматив денежной массы (как доли ВВП) и разработать программу доведения ее размера до научно-обоснованного норматива максимально не инфляционными
технологиями.

3. Обеспечить самофинансирование производственной и инвестиционной деятельности отраслей ТЭК и их развития и с этой целью:

— при формировании тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий в полной мере учитывать необходимые и обоснованные финансовые затраты на производственную и инвестиционную
деятельность, в том числе на воспроизводство основных фондов и мощностей этих отраслей;

— в целях привлечения необходимых внебюджетных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционной программы и минимизации цен (тарифов) на топливо и энергию:

а) освободить от налогообложения объемы прибыли, направляемые на производственные инвестиции;

б) установить налоговые каникулы для вновь сооружаемых или реконструируемых объектов, предусмотренных в федеральных целевых программах, на срок окупаемости инвестиций;

— сохранить отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы ТЭК, увеличив долю этих отчислений, остающихся в распоряжении нефтедобывающих компаний и исключив региональные ограничения
использования этих ассигнований;

— обеспечить государственную поддержку осуществления реструктуризации угольной промышленности в соответствии с принятой программой ее реформирования;

— имея в виду, что в бездействующих скважинах нефтедобывающих предприятий невыработанными остались пласты с трудноизвлекаемыми запасами нефти (за исключением новых скважин, находящихся в ожидании
их освоения) освободить нефтедобывающие предприятия от налогов и акцизов полностью или частично, с добываемой нефти из указанных скважин в соответствии с Законом РФ «О недрах» (№ 27-ФЗ от 3 марта
1995 г., п.п. 40, 44, 46);

— заменить акциз на нефть налогом на дополнительный доход от добычи углеводородов (в соответствии с первой редакцией Налогового Кодекса РФ), что позволит учитывать различную экономическую
эффективность разрабатываемых месторождений;

— перенести уплату акциза на нефтепродукты и налог на реализацию ГСМ с производителя (НПЗ) на сбытовые организации (по аналогии с зарубежной практикой), что повысит конкурентность отечественных
товаропроизводителей на оптовом рынке без ущерба для размеров налогообложения;

— в целях повышения конкурентоспособности отечественной нефтеперерабатывающей промышленности снизить специфическую налоговую нагрузку на нефтепродукты с тем, чтобы исключить чрезмерное
(двукратное) превышение оптовых цен их приобретения над ценами производителей. Учитывая зависимость цен на нефть и нефтепродукты от мировых цен, заменить фиксированную ставку акцизных платежей в
рублях на ставку в процентах от цены.