За последние 5 лет общая сумма государственной поддержки животноводства предоставленной сельхозтоваропроизводителям Волгоградской области составила 2,15 млрд.
рублей. Однако, несмотря на данный объем государственного субсидирования, действующий механизм его предоставления в большинстве случаях приводил к «распылению» бюджетных средств и неэффективности
бюджетных вложений. К такому выводу пришли специалисты региональной Контрольно-счетной палаты, завершив аудит эффективности государственной поддержки животноводства в регионе.

Как сообщили ВолгаПромЭксперт в пресс-службе ведомства, по мнению проверяющих, на неэффективность государственной поддержки повлияли такие факторы, как низкий объем ставок
отдельных видов субсидий, отсутствие определенных требований и ограничений при их выделении, а также разовый характер некоторых выплат и несвоевременное информирование сельхозпроизводителей о новых
видах субсидий.

В результате неэффективного использования механизма господдержки за последние 5 лет в 18 районах Волгоградской области прекратили свою деятельность 79 сельхозтоваропроизводителей,
которые получили субсидии на общую сумму 69 млн. рублей.

По данным КСП и регионального Стат управления, в Волгоградской области основными производителями животноводческой продукции являются личные подсобные хозяйства, которые
обеспечивают почти 75% общего поголовья.

Отметим, что Волгоградская область одна из немногих, в ЮФО, где предоставляется господдержка для личных хозяйств. Однако она также признана неэффективной. В
частности, финансовая помощь была оказана в среднем лишь 10% от общего числа ЛПХ в области, к тому же, ее размер на протяжении ряда лет не менялся и составлял всего 1,5 рубля за 1 кг реализованного
мяса и 60 копеек за 1 кг молока. Причем до 2010 года размер субсидий сдатчикам, заготовителям и администрациям поселений был установлен в равных долях, при том что основные затраты на выращивание
животных несли владельцы личных подсобных хозяйств.

Не маловажным фактором развития животноводства является обеспечение сбыта продукции. Однако, как выяснилось в ходе аудита, условия реализации производимой продукции животноводства на территории
региона, для сельхозтоваропроизводителей тоже не вполне выгодны. Поэтому многие получатели господдержки свою продукцию в значительных объемах реализуют за пределами
Волгоградской области. К примеру, ОАО «Краснодонское» вывозит в другие регионы 36% продукции свиноводства и 41% продукции птицеводства, Еланский
маслосыркомбинат
– 76,5% сыра и 92% масла.

Также в ходе контрольных мероприятий выявлено, что рост поголовья КРС в фермерских хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей, отмечаемый службами статистики в своих отчетах, может носить
«виртуальный» характер, поскольку документально поголовье животных никак не подтверждается и зависит только от того, как «сочтут нужным» указать его численность в статотчетности. Например, у трех
проверенных индивидуальных предпринимателей Клетского района, получивших в общей сумме 1,8 млн. руб. субсидий на поддержку животноводства, документов на приобретение коров не было, их учет в
хозяйственных книгах не велся, и по данным районной ветслужбы за ветеринарной обработкой КРС они не обращались.

Таким образом, согласно заключению региональной КСП стабильной динамики по поголовью племенных животных посредством субсидирования племенного животноводства в регионе добиться не удалось.

Однако, проверяющими в ряде случаев был отмечен и положительный эффект государственного субсидирования. Так ООО «СП «Донское» – племзавод по разведению КРС
голштинской породы – получив в 2006-2011 годах в лизинг из Германии, Дании и Австралии 878 племенных животных, на начало 2012 года имело 1647 голов КРС. Примечательно, что средний надой молока от 1
коровы в 2011 году составил здесь 7770 кг, что на 6% выше среднего показателя по надоям молока этой породы в племенных заводах страны (7340 кг).

Итоги аудиторской проверки направлены в региональное Министерство сельского хозяйства, для выработки предложений по оптимизации господдержки сельскохозяйственной отрасли в
Волгоградской области.