Астраханская торговая сеть «Городок» продолжает сбыт продукта, который ранее был признан фальсификатом. Сливочное масло местного производителя «Алмаз» продается в супермаркетах данной сети. Об этом нам на протяжении нескольких дней сообщают читатели.

Стоит отметить, что после того, как на нашем сайте был размещен материал о продукции данного производителя, которую в Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области назвали несоответствующей требованиям по жирно-кислотному показателю, что в переводе на понятный язык означает наличие в продукте растительных жиров, масло, произведенное ООО «Алмаз», снимали с продажи.

Однако нерадивый производитель, не желая терять прибыли, изменил дизайн упаковки и продолжает сбывать свою продукцию через астраханскую торговую сеть. При этом вкус, запах и консистенция продукта остались прежними и слабо напоминают настоящее сливочное масло. На упаковке по-прежнему указано, что продукт является сливочным маслом высшего сорта, изготовленным в строгом соответствии с ГОСТом. 


В августе 2015 года продукция ООО «Алмаз» была в серебристой фольге с синим ромбом (на фото справа). Но уже спустя два месяца дизайн неожиданно изменили (на главном фото)

Сейчас в Астрахани насчитывается четыре производителя масла: помимо ООО «Алмаз», это ООО «ТКФ «Айсберг-С», ООО «Астсырпром» и ООО «Астат». Все эти производители сообщают, что производят именно сливочное масло. Однако цена за 180-200-граммовую пачку их продукта варьируется от 30 до 45 рублей.

«Такой продукт изготовлен, скорее всего, на основе растительных масел, как правило, самых дешевых, сухого молока и ароматизаторов с эмульгаторами», — рассказывает бывший технолог молочного производства Тамара Глущенко, которая более 20 лет занималась изготовлением масла и сыров. «Сейчас мне страшно покупать местное масло, если его можно так назвать. Оно даже по вкусу и запаху мало напоминает масло, не тает во рту, привкус очень странный», — делится впечатлениями Глущенко.

Узнать, из чего именно делается «сливочное масло» не только в Астрахани, но и во многих других уголках России, может каждый желающий. Для этого надо зайти в Интернет и набрать в поисковой системе запрос «ароматизаторы масло сливочное» или «ароматизаторы молоко». Вы будете удивлены количеству самых разных ароматизаторов, продавцы которых обещают «натуральный» аромат «парного молока» или даже «вологодского масла» по вполне приемлемым ценам. Можно ввести в поисковую строку запрос о покупке партии масла или спреда для расфасовки — вы найдете множество предложений о продаже сливочного масла по цене от 100 рублей за килограмм. Впрочем, многие продавцы здесь честно пишут, что торгуют спредом.

Цена на сливочное масло на одном из сайтов
Один из примеров предложений сливочного масла в Интернете

Ваш покорный слуга, автор данного материала, который и выступил инициатором обращения в Роспотребнадзор относительно качества сливочного масла двух астраханских производителей, пытался пообщаться с этими самыми производителями, но попытки были тщетны. Телефон, указанный на пачке «сливочного масла» от ООО «Алмаз» был выключен на протяжении нескольких недель — все это время мы пытались дозвониться и пообщаться хоть с кем-то из этой компании.

После того, как стало понятно, что данное занятие бесперспективно, мы с коллегой-журналистом «Газеты ВОЛГА» отправились по адресу производства, указанному на пачке — на улицу Адмирала Нахимова, 70. В Астрахани действительно есть улица Адмирала Нахимова и есть дом № 70 с многочисленными приставками и корпусами. Одно из зданий — это областной наркологический диспансер. В других корпусах под этим же номером никакого ООО «Алмаз» обнаружить тоже не удалось. Справочный сервис «2ГИС» также не указал организаций с подобным названием ни в одном из корпусов зданий № 70 по улице Адмирала Нахимова.  

Не отвечали на звонки и по телефону, указанному на пачке масла ООО «ТКФ «Айсберг-С». А контактный телефон этой компании, указанный на ресурсе проверки контрагентов в Интернете, и вовсе был отключен.

Примечательно, что после вердикта Роспотребнадзора, нерадивая компания «Алмаз» начала, наконец, указывать на упаковке информацию о том, что она вовсе и не производит свой продукт под названием «сливочное масло», а лишь фасует его, закупая в Московской области на Мытищинском молочном заводе. Я решил связаться с этим предприятием и под видом покупателя попробовать приобрести масло для фасовки в Астраханской области. Моя легенда была предельно проста, выдумывать ничего не стал — открываю производство, сбыт есть, нужно только максимально дешевое сырье. На следующий же день с подмосковного предприятия пришел ответ о том, что для меня готовы зафасовать любое сырье в достаточно больших количествах. Название для такого продукта мне предложили выбрать самостоятельно, то есть, я сам должен был решить, назвать его маслом, спредом или чем-то еще (переписка сохранена).


Изначально недобросовестная компания указывала, что изготовителем масла является именно она, но потом неожиданно она стала лишь цехом расфасовки

В защиту недобросовестных производителей, если такое слово здесь вообще уместно, следует сказать лишь то, что зачастую торговые сети вынуждают поставщиков делать продукт самого низкого качества по минимально возможной цене. При этом часто настоятельно рекомендуется не указывать истинный состав продукта, а, напротив — давать информацию о натуральном происхождении, соответствии ГОСТам и прочие данные, вызывающие безоговорочное доверие. «Мы поставщиков «жмем» по цене, вот они и делают суррогат. Но если они так и напишут, что это суррогат, то кто же его купит? Поэтому они должны писать красиво и привлекательно – тогда мы у них такой товар возьмем и гарантированно продадим его. А контроль качества? Да бросьте вы, нет никакого контроля, кто как хочет-может, так и делает», — говорит представитель одной федеральной сети, работающей в Астрахани.


Внешний вид масла, произведенного ООО «ТКФ «Айсберг-С»

В Управлении Роспотребнадзора по Астраханской области наличие проблемы признают, но ссылаются на ограниченность своих функций по пресечению работы нерадивых дельцов. «По итогам проверок двух производителей информация была направлена в правоохранительные органы для дальнейшего принятия решения. Также по одному производителю мы обратились в Арбитражный суд Астраханской области для взыскания штрафа», — сообщили в ведомстве. Действительно, на сайте Арбитражного суда Астраханской области размещена информация об исковом заявлении регионального Роспотребнадзора к ООО «Алмаз». Правда, на момент публикации этого материала, оно не принято к производству по причине того, что подано с нарушением установленных требований.

Представитель астраханских торговых сетей «Погребок» и «Городок», где сбывают сливочное масло астраханских производителей, от комментариев отказался, сославшись, почему-то, на некую коммерческую тайну о качестве продукции и ценовой политике производителя. Не удалось получить ответ и от работника супермаркета «Апельсин», который также активно сбывает масло, произведенное/расфасованное компанией «Алмаз».

Напомним, что ранее астраханский Роспотребнадзор признал фальсификатом продукцию двух местных производителей — ООО «Алмаз» и ООО «Айсберг», выдав соответствующее заключение о несоответствии этих продуктов жирно-кислотным показателям. 

Стоит отметить, что формулировка о несоответствии жирно-кислотному показателю, по сути, говорит о присутствии в продукте растительного жира. Таковым, как правило, является пальмовое масло. Само по себе оно не запрещено в России и входит в состав множества молочных и кондитерских продуктов, однако его наличие должно быть указано в составе, а масло, изготовленное с применением пальмового жира, не может называться сливочным. Продукция, содержащая растительные масла и жиры, должна именоваться спредом.

В настоящее время продукт местных производителей и/или расфасовщиков, называемый сливочным маслом, продолжают сбывать через магазины астраханских торговых сетей по тем же самым ценам. Разовые проверки и предписания Роспортебнадзора смогли лишь на некоторое время ограничить продажи суррогатного продукта потребителю, но проблему не решили. В России большое количество контролирующих организаций, но вопрос массово захлестнувшего страну молочного фальсификата — а речь идет не только о сливочном масле — они решить не могут. Или не хотят. 

За последние полтора года мы немало слышим и говорим об импортозамещении. Но именно с разговоров о нем и после запрета на ввоз молочной продукции из некоторых стран, в Астрахани начали как грибы после дождя появляться непонятные полуподпольные производства суррогатной продукции, которые, фактически, никем и никак не контролируются — как теперь выяснилось. И, судя по всему, они продолжают развиваться. Происходит это на фоне полного упадка молочной отрасли в регионе и реального отсутствия производств качественной молочной продукции. 

Выскажусь субъективно, но чтобы переломить ситуацию, нужен, прежде всего, более жесткий контроль не самих производств, а торговых сетей, которые такую продукцию берут без каких-либо проверок, только лишь потому, что видят очень привлекательную цену. Именно неконтролируемый никем сбыт является главной причиной крайне низкого качества части продуктов. Не исключено, что здесь есть место и коррупционной составляющей, когда между торговой сетью и производителем (надзорным органом) существуют взаимовыгодные договоренности или же торговая сеть с производителем аффилированы между собой.

Что же касается Роспотребнадзора, то разумно было бы наделить это ведомство, которое пока лишь распространяет больше громких деклараций, чем занимается реальной работой, полномочиями по ежемесячному отбору некоторых категорий продуктов в торговых сетях и проведению анализа их качества. Речь идет не обо всех продуктах, а именно о тех, которые наиболее часто оказываются фальсификатом — это почти вся «молочка», включая и сливочное масло, мясные продукты и некоторые кондитерские изделия. Результаты таких проверок должны в обязательном порядке публиковаться на сайте ведомства, чтобы СМИ могли распространять эту информацию.

Но главный инструмент, который мне кажется сегодня наиболее эффективным в борьбе с производителями фальсификата — это именно более активная работа информационных ресурсов по освещению тем на данную проблематику, журналистские расследования, а также освещение работы добросовестных производителей. Хочется пожелать и надзорным ведомствам вести более активную работу в информационном поле, которые могут давать нам — заинтересованным гражданам, больше интересной и актуальной информации.

 

Автор: Михаил Лачугин
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции портала ВолгаПромЭксперт