Автобусы производства ГК «Волгабас» можно встретить на улицах Волгограда и других крупных городов России. О там, как местным машиностроителям удалось занять и постоянно расширять свою нишу на рынке, чем сегодня живет предприятие и зачем Волжскому машиностроительный кластер в эксклюзивном интервью ВолгаПромЭксперт рассказал генеральный директор ООО «Волгабас Волжский» Анатолий Бакулин.

Анатолий Васильевич, уже несколько лет компания стремительно наращивает объемы производства. Каковы основные слагающие успеха?

— Наша основная ценность — это люди. В первую очередь мы стремимся создавать условия для комфортной работы своих сотрудников и обеспечить им мотивацию. На предприятии каждый знает, сколько в конце смены, в конце месяца заработал и это подстегивает к повышению производительности.

Кстати, в 1 квартале средняя зарплата на предприятии поднялась до 40 тыс. рублей. Мы приняли на работу свыше 120 человек.

Но эффективна не только финансовая мотивация. В первом квартале 2017 года на предприятии в 2 раза увеличилась производительность. При выполнении заказа для Санкт-Петербурга немаловажным для сотрудников завода является стабильность. Люди понимают, что если мы выполнили заказ в срок и с высоким качеством, то обеспечили себе заказы в будущем.

Что еще важно? Технологии. В производственной цепочке должна четко работать логистика комплектующих, модернизироваться парк оборудования и система менеджмента на производстве. Моя задача, как генерального директора, и задача руководителей цехов – поднять и удерживать показатели производительности на уровне ведущих мировых компаний.

— Насколько технологии Волгабас конкурентоспособны?

— Экзамен на прочность с заказом для Санкт-Петербурга завод прошел успешно. Наши конкуренты не ожидали, но мы за 2 месяца сделали 125 сочлененных – самых конструктивно сложных автобусов. Сегодня на рынок подобные машины кроме «Волгабас» готов поставлять только ЛИАЗ. Но волжские автобусы имеют свои преимущества. Мы смогли предложить потребителю новый мотор, адаптированный под самые высокие требования, последнюю модификацию коробки передач и много других нововведений. Причем всю компоновку разрабатывал наш инженерный центр.

Волгабас не живет одним днем, завод живет будущим! Сегодня идет работа сразу над 3-мя новыми моделями. И мы понимаем, что уже задаем тон другим производителям. Вот взять, например нашу беспилотную «Матрешку». Мы первые представили ее в действии, и уже за нами потянулись другие участники рынка.

— Волжский автобусный завод входит в Группу Компаний Волгабас. Что это за структура, как она помогает развиваться заводу?

При увеличении объемов производства, структурные изменения неизбежны. В Группе Компаний «Волгабас» сегодня разделены направления бизнеса.

Основной производитель автобусов — это завод в Волжском. И завод должен оставаться заводом. А для научной деятельности, маркетинга, реализации, сертификации и других задач были созданы отдельные подразделения, входящие в группу. И такая политика дает свои плоды.

— Модели автобусов Волгабас схожи с конкурентами по комплектации. За счет чего вам удается предлагать лучшую цену?

Реализация сегодня открыта и прозрачна. Закупки автотранспорта для регионов и городов России осуществляются на электронной площадке госзакупок. Любой желающий может увидеть требования к поставкам и цены. Какие-то заказы выигрывают наши конкуренты, где-то мы. Здесь все зависит от объема, условий тендера и наших возможностей.

Так в конце прошлого года Санкт-Петербург был объявлял конкурс на 47 газомоторных автобусов. В торгах принимали участия три российских производителя Волгабас выиграл заказ в открытой борьбе, так как мы смогли предложить лучшую цену. Формирование цены – вопрос непростой. У нас, безусловно, есть резерв снижения стоимости. Мы понимаем, какие решения должны предложить наши конструкторы, чтобы обеспечить выполнение заказа по заявленной цене. Это честная борьба. У «Волгабас» и других производителей практически одинаковые закупочные цены на комплектующие. Но гибкость производства, совершенствование технологий – наше преимущество в конкурентной борьбе.

Например, программисты завода разработали собственное программное обеспечения для контроля и управления основными системами автобуса, чем удивили ранее поставлявших нам программное обеспечение немцев. В итоге несколько сотен тысяч рублей экономии на каждом автобусе.

— Анатолий Васильевич, но ведь получение максимально возможной прибыли это задача любой коммерческой структуры?

— Не все решает только прибыль. Да, мы не получили высокий доход с питерского заказа, но мы обеспечили работу предприятия и подготовились к реализации масштабных проектов в дальнейшем. И вот сейчас, когда Волгоград объявляет тендер на закупку новой партии муниципальных автобусов, Волгабас выходит с ценой автобуса ниже почти на 300 тыс. рублей за единицу по сравнению с прошлым годом, при этом сохраняя все заявленные характеристики.

— Что еще виляет на ценообразование ваших автобусов?

В большинстве случаев закупка автобусов для нужд муниципалитетов осуществляется через лизинговые компании. Именно они и влияют на минимальную цену контракта. В свою очередь, завод не поставляет свою продукцию на прямую заказчику. Работа ведется именно через дилеров и лизинговую компанию. У них есть свои собственные программы, они и борются за конечный заказ. В частности, Волгабас работает с такими крупными игроками, как «Сбербанк-Лизинг» и «Возрождение –лизинг». Если мы работаем в каком-то регионе, то выбираем местную лизинговую компанию.

— ВолгаБас сегодня поставляет на рынок различные типы автобусов, это и газомоторные, и дизельные, на что вы планируете делать акцент? Какие сегодня тренды на рынке?

— Субсидии Минпромторга России сегодня позволяют производителям развивать собственные программы, в том числе и по газомоторным автобусам. В течение трех последних лет Волгабас поставляет газомоторные автобусы не только в Волгоград, но и в Санкт –Петербург, Оренбург, Тольятти. Сейчас мы выходим на рынок Вологды и Новосибирска.

Безусловно, рынок меняется. Первые наши газомоторные автобусы были полунизкопольные, сейчас мы перешли на производство полностью низкопольных автобусов. Несмотря на то, что они дороже, мы увидели, что это востребовано.

Другим направление — 10-метровый автобус для районных центров и малых городов России. Сегодня пассажиропоток упал. В населенных пунктах стало много частного транспорта. Мы проводили соцопросы, делали аналитику, чтобы понять, какой транспорт нужен в малых городах и городах-миллионниках и пришли к выводу, что будут востребованы небольшие автобусы вместительностью 75-80 человек. У такой машины меньше расход топлива, а значит и ниже себестоимость перевозок. И хотя наши конструкторы сейчас занимаются его разработкой, интерес к нему уже проявляют не только государственно-муниципальные предприятия, но и коммерческие структуры.

— Какие комплектующие используются в автобусах, производимых Волжским заводом? Какова их надежность в эксплуатации?

— Мы работаем как с российскими, так и зарубежными поставщиками из Германии и Китая. Все агрегатные узлы и комплектующие в обязательном порядке проходят наши собственные ходовые испытания. Кроме того, по всем поставленным нами за последние 3 года автобусам мы получаем отчеты об их работе. По результатам на техническом совете Волгабас разрабатывается программа мероприятий, позволяющая выявить эксплуатационные недостатки того или иного агрегатного узла. Такая практика по контролю качества позволяет не только предупредить поломки, но и осуществить их своевременное замещение. Таким образом каждая новая партия автобусов сходит с конвейера в немного обновленной комплектации сохраняя свои заявленные характеристики.

— Как продвигается строительство нового цеха в городе Волжском? Что это даст заводу?

— Новый цех мы строим с опережением графика. Изначально мы планировали сдать его в конце 2017 года. Но решили, что будем сдавать поэтапно. Предполагаем запуск уже в сентябре. Ввод его в эксплуатацию позволит предприятию не только оптимизировать затраты на производство, но и увеличить выпуск новых автобусов различной модификации.

Кроме того, не исключаю, что это даст толчок к развитию в Волжском машиностроительного кластера. Мы говорим малому и среднему бизнесу: «давайте развиваться и будем это делать вместе»! Сегодня Волгабас готов к увеличению объемов производства. Тогда и малый бизнес придет на нашу площадку. Они могут производить, сиденья, пластиковые изделия алюминиевые профили, различные комплектующие. И здесь будут работать наши земляки — волгоградцы и волжане. Как показывает мировая практика именно автопроизводители задают тренды в создании малых предприятий вокруг своих производств. А это новые рабочие места и налоговые отчисления. Отмечу, что сейчас на заводе Волгабас в Волжском работает около 800 человек и это на 200 человек больше, чем годом ранее.

-Анатолий Васильевич, как Председатель Некоммерческого Партнерства «Совет Директоров предприятий и организаций Волгоградской области» охарактеризуйте общую ситуацию в региональной промышленности. какие есть болевые точки, что может обнадежить наших промышленников?

Мы в этом году проводили опрос среди руководителей промышленных предприятий, членов Партнерства, который показал, что самой большой проблемой у региональных промышленников является недостаток и недоступность кредитных ресурсов. Для развития предприятию нужны оборотные средства, однако залога, который требуют банки, зачастую не хватает. Кроме того, высокая кредитная ставка «душит» предприятия, не позволяя развиваться. Еще одним больным вопросом является стоимость энергоносителей, но здесь решение лежит в модернизации и оптимизации производственных процессов. Третьим по значимости в ответах руководителей лежит проблематика недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, к положительными моментам руководители промышленных предприятий отнесли отсутствие перекрестного субсидирования при формировании тарифов на энергетику, появление регионального Фонда развития промышленности, а также активную позицию Волгоградской области по участию местных предприятий федеральных целевых программах субсидирования. Несмотря на имеющиеся проблемные вопросы, к нам в регион приходят инвесторы и появляются новые производства.