мусор

С первого  января 2019 года в России стартовала мусорная реформа. Ее существенным отличием от ранее действующих правил стало то, что теперь услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) является коммунальной.

Ранее она была включена в плату за содержание общедомового имущества.  Жильцы оплачивали стоимость услуги в свою Управляющую компанию или ТСЖ, которые заключали договора с частными перевозчиками.  Всего по Волгограду насчитывалось порядка 20 таких компаний-перевозчиков.  Каждый из перевозчиков по-разному осуществлял тарифную политику и самостоятельно решал вопросы захоронения ТКО на полигонах. При этом не все перевозчики добросовестно исполняли свои обязанности.  В ряде случаев бытовой мусор просто вывозился на пустующие территории, где образовывались несанкционированные свалки.

В целом по России, годовой ущерб, нанесенный окружающей среде в результате несанкционированного размещения ТБО, составлял почти 1 миллиард рублей в год.

Теперь, вопросы вывоза и захоронения твердых коммунальных отходов отнесены к полномочиям регионального оператора, который осуществляет регулируемый вид деятельности по единым для жителей региона утвержденным тарифам и нормативам накопления, установленнымидействующимфедеральным законодательством.

По результатам конкурсных процедур, сегодня в Волгоградской области  деятельность  по сбору, транспортировке и захоронению ТКО осуществляет компания «Управление отходами — Волгоград». Причем зона ответственности регоператора распространяется на всю территорию региона. Это 32 муниципальных района и шесть городов областного значения. Такие условия предусмотрены Соглашением, заключенным в 2018 году с администрацией региона в соответствии с территориальной схемой размещения отходов.

Стоит отметить, что в соответствии с действующим законодательством, в сфере обращения с ТКО существует разделение полномочий регоператора, муниципалитета и собственников жилья. Так содержание, обустройство и поддержание функционирования контейнерных площадок возлагается на собственников земельных участков, где они находятся. Зачастую это муниципалитет или компания, представляющая интересы собственников жилья. Соответственно содержание площадок на территориях, принадлежащих юридическим лицам отнесено к их компетенции. Полномочия регоператора – установка контейнеров, а также сбор, вывоз и утилизация ТКО.

Как рассказал заместитель генерального директора  компании «Управление отходами — Волгоград» Петр Пименов, регоператор осуществляет обращение с твердыми коммунальными отходами 4 и 5 класс опасности, и к ним отнесены отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе жизнедеятельности человека. Это органика от приготовления пищи, товары, утратившие свои потребительские свойства, включая вышедшую из строя бытовую технику, мебель, а также отходы от текущего ремонта жилых помещений.

Кроме того, в составе ТКО учитываются отходы, образующиеся при уборке придомовой территории – это уличный смет, а также отходы в результате проведения работ по  санитарной или омолаживающей обрезке деревьев. Доведенные до определенной фракции аварийные деревья,вести, кустарники, опавшие листья вывозятся силами регионального оператора для дальнейшей утилизации или захоронения на специализированный полигон.

Вывоз крупногабаритных отходов осуществляется специально предназначенной для этих целей техникой регоператора, которая может их перевести на производственную площадку для дальнейшего измельчения и последующего захоронения

Еще одной проблематикой Петр Пименов называет нелегальное размещение на площадках строительного мусора от капитального ремонта  и автомобильных шин. В первую очередь этим занимаются недобросовестные перевозчики, которые получив от потребителя плату за вывоз и утилизацию строительного мусора, отвозят его на контейнерную площадку или в ближайший овраг. В свою очередь автошины являются токсичными отходами, и они не могут быть приняты для захоронения на полигонах.

«У нас в компании достаточно большой автопарк, и все вышедшие из употребления шины мы отвозим в специализированную организацию для утилизации на договорной основе. Хотелось бы обратить внимание автолюбителей, что шины не относится к ТКО, выбрасывать их на контейнерные площадки категорически запрещено и утилизировать их нужно самостоятельно согласно установленных правил» — отметил Петр Пименов.

В случае образования несанкционированных свалок из таких отходов (строительный мусор и автопокрышки) на контейнерных площадках, собственник площадки или отходов должен принять меры к ее ликвидации.

Контроль за подобными ситуациями обеспечивают технические отделы районных администраций.  Их задача проверять состояние контейнерных площадок, пресекать незаконное размещение сторонних отходов и принимать меры по наведению там порядка. Кроме того, контрольные функции обеспечивает Инспекция жилищного госнадзора, которая в случае выявления подобных фактов может оштрафовать нарушителя.