Определение термина

Термин “адреса массовой регистрации” является неофициальным определением, который используется в Российской Федерации и подразумевает под собой место нахождения не одного, а нескольких юридических
лиц, являющимися обособленными единоличными исполнительными органами. Все они внесены в Единый государственный реестр. По этим адресам осуществляется связь с конкретными юридическими лицами. Иногда
они могут не совпадать с фактическим местом нахождения юридического лица.

История создания адресов массовой регистрации

До того, как был создан Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) России, государственную регистрацию всех лиц осуществляли различные органы управления, в том числе и местные органы
власти. Существовал специальный документ – Положение о порядке регистрации. Не смотря на то, что в нем не было конкретных обязательных требований, в отдельных районах Российской федерации было
требование о том, что необходимо иметь юридический адрес () – документ о
праве собственности, аренды или других прав на конкретный объект недвижимости, на основании которого и осуществлялась регистрация юридического лица.

В Постановлении правительства от 19 июня 2002 г. N 438 “О Едином государственном реестре юридических лиц” определен порядок ведения списка юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность на территории РФ. Хоть термин “юридический адрес” и не является официальным, этот термин все же применяется юристами в различных областях.

Адреса массовой регистрации в наши дни

На сегодняшний день не требуется официальное подтверждение государственной регистрации местонахождения юр. лица. Но до сих пор существует стереотип, о том, что о место нахождения каждого
юридического лица обязательно должно быть подтверждено документами. Многие организации при государственном оформлении юр. лиц указывают адрес, который не совпадает с фактическим местом нахождения
исполнительного органа юр. лица. И поэтому получается, что если возникает необходимость, связаться с конкретным человеком по указанному месту прописки невозможно, в результате чего в Едином
государственном реестре накопилось огромное количество оформленных юр. лиц, которые записаны по одному адресу, он и называется адресом массовой регистрации. Часто такие адреса используют разные
коммерческие организации, такие как банки, страховые и лизинговые компании. Еще такие адреса активно используют фирмы-однодневки.

Адреса массовой регистрации нередко проверяются контролирующими органами, т.к. такие адреса являются недостоверными. Такими юр. лицами очень часто интересуются налоговые органы, так как
неправдивые места прописки косвенно могут свидетельствовать о невыполнении фирмой своих обязательств. Сотрудник налоговой инспекции может в любое время посетить указанное место регистрации и
проверить, действительно ли ведется деятельность по конкретному адресу. На практике проверить, ведется ли деятельность достаточно сложно, так как нет никакого закона или постановления, о том, сколько
именно времени должен находиться генеральный директор или главный бухгалтер на юридическом адресе регистрации организации.