Наиболее важным показателем, по которому можно судить о том, как и в каких направлениях развивается промышленность, является не столько продукт, который она производит, сколько
сам производственный процесс: организация труда, менеджмент, система управления проектами и, конечно же, технологии проектирования. В развитии последних, на сегодняшний день, можно выделить три
основных стадии. Первая – это переход от кульманов и рейсшин к системам автоматизированного проектирования (САПР). Она прошла в 80-х-90-х годах XX века, когда персональные компьютеры стали достаточно
мощными, а САПР, наоборот, достаточно легкими, чтобы использоваться совместно. Это позволило оснастить средствами электронного проектирования практически каждое рабочее место в проектных
институтах.

     Вторая стадия развития проектирования в промышленности продолжалась очень долго, и можно даже сказать, что в России она до сих пор не везде завершена. Это переход от двухмерного
проектирования к трехмерному. Одновременно начали широко распространяться так называемые «тяжелые» САПР, более узкоспециализированные и за счет этого предлагающие целый ряд дополнительных
возможностей, таких как элементарный анализ и готовые блоки элементов. Это позволило перенести значительную часть рутинной работы инженера и проектировщика на компьютер, а возможность строить
3D-модели изделий обеспечила их более высокое качество и заведомо уменьшила число ошибок в проекте. Можно сказать, что на этом этапе САПР впервые перестали быть просто «электронным кульманом» и
приобрели широкий функционал, полностью меняющий процесс создания промышленных изделий.

     И, наконец, третья стадия развития проектирования в промышленности, которая продолжается и сегодня, – это переход от 3D к цифровому прототипу. Сегодня для того, чтобы компания не
просто сохраняла свои позиции на рынке, но и была действительно конкурентоспособной, не достаточно простых двухмерных чертежей и трехмерных моделей – необходимо комбинировать средства проектирования.
Этим целям и служат цифровые прототипы. Данная парадигма предполагает, что проектирование изделия будет осуществляться не по разверткам с последующим объединением в 3D-модель, а именно так, как его
впоследствии будут собирать. Цифровой прототип объединяет в себе визуальную информацию, данные о свойствах материалов, о результатах испытаний и предварительного анализа, которые демонстрируют как
изделие поведет себя в реальной жизни.

     Термин «цифровой прототип» существует уже больше десяти лет, однако сама технология гораздо моложе и переход к ее массовому использованию еще не наступил. Многие крупнейшие
машиностроительные заводы все еще работают с 2D и 3D. По оценкам вендоров ПО в мире цифровые прототипы сейчас используют порядка 5-10% производителей. Аналогичные цифры для России, судя по всему,
гораздо меньше. Этому способствует господствующий в отрасли консерватизм. До сих пор в абсолютном большинстве случаев в качестве итога разработки принимаются только бумажные чертежи, с их же помощью
предприятия осуществляют обмен данными.

     В частности, применительно к Волгоградской области можно сказать, что машиностроительное программное обеспечение используется здесь предприятиями неактивно, что связано с
положением самой отрасли. Большинство компаний используют САПР «общего назначения» AutoCAD или вовсе его облегченный вариант – AutoCAD LT. Лишь несколько предприятий, таких как ОАО «Жаско»,
Волгоградский алюминиевый завод, НПО «Штиль» и ОАО «Волгогазоаппарат», применяют в своих проектах «тяжелые» САПР, созданные на основе технологии цифровых прототипов (в частности, Autodesk Inventor).
Но и в этом случае современные технологии используются преимущественно для проектирования, в качестве продукта которого выступают традиционные бумажные чертежи.

     Вместе с тем, по мнению все тех же вендоров, российские инженеры гораздо лучше своих коллег из других стран подготовлены к использованию современных средств проектирования.
Средний инженер в России – специалист гораздо более высокого уровня, чем средний инженер на Западе. Однако для того, чтобы инициировать переход на новый этап, нужна инициатива со стороны руководства.
Молодые инженеры очень комфортно себя чувствуют при работе с цифровыми прототипами, они не видят препятствий для того, чтобы начать и закончить работу в электронном виде. Через пару десятков лет,
когда поколение инженеров на предприятиях полностью сменится, будет гораздо меньше сопротивления внедрению новых технологий. Однако рынок не может ждать так долго, поэтому для того, чтобы российские
промышленные предприятия были успешными здесь и сейчас, они должны следовать тенденциям его развития.

 По материалам: пресс-службы Autodesk