В Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее Управление) зачастую поступают ненадлежащим образом оформленные заявления о нарушении требований
антимонопольного законодательства. Непредставление всей необходимой информации и документов может не дать возможности Управлению рассмотреть поступившее заявление в установленные сроки в связи с
необходимостью запроса сведений и документов, без которых Управление не может принять решение о наличии либо отсутствии признаков нарушения в обжалуемых действиях лица, по мнению заявителя,
предположительно нарушившего антимонопольное законодательство.

В связи с указанным обстоятельством пресс-служба Волгоградского УФАС разъяснила корреспонденту volpromex.ru порядок подачи заявления о нарушении антимонопольного
законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 39 Федерального закона от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о конкуренции) антимонопольный орган в пределах своих
полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства (далее –
материалы);

2) заявление юридического или физического лица (далее – заявление);

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены факты нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными
органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или
организациями, государственными внебюджетными фондами. Заявления о нарушении антимонопольного законодательства могут подаваться в Управление, как на действия государственного органа власти, органа
местного самоуправления, так и на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

При подаче заявления о нарушении антимонопольного законодательства лицам следует руководствоваться Приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 декабря 2007 года № 447
(зарегистрирован в Минюсте РФ 31 января 2008 г. N 11067), которым утвержден Административный Регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению дел о
нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее Регламент).

На основании главы Регламента «Правила представления в антимонопольный орган заявлений, материалов» (пункты 3.5-3.8 Регламента) заявление, материалы, указывающие на признаки
нарушения антимонопольного законодательства, подаются:

– в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо месту нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы;

– в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы.

Заявление, материалы, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, подаются:

– в соответствующий территориальный орган, если территория, на которой совершено нарушение, либо если место нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление,
материалы, совпадает с территорией, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган;

– в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения (жительства) лица, в отношении которого подается заявление, материалы.

Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными органами или
организациями, осуществляющими функции указанных органов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (далее – органы власти), подаются:

– в соответствующий территориальный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения органа, в отношении которого подается заявление, материалы;

– в ФАС России независимо от места совершения нарушения либо места нахождения органа, в отношении которого подается заявление, материалы.

Заявления, материалы, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных
органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком (далее – органы власти), подаются в ФАС России.

Согласно главе «Содержание и требования к представлению заявления, материалов. Порядок принятия антимонопольным органом заявления, материалов и прилагаемых к ним документов и
сведений» (пункты 3.11-3.16 Регламента) заявление, материалы оформляются в письменном виде в произвольной форме и должны быть подписаны заявителем или его представителем.

В заявлении должны содержаться следующие необходимые сведения:

-о заявителе и о лице, в отношении которого подано заявление,

– описание нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на законы и (или) иные нормативные правовые акты,

– существо требований, с которыми заявитель обращается, а также перечень прилагаемых документов.

К заявлению, материалам в обязательном порядке прилагаются документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства (далее – документы). В случае
невозможности представления таких документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемое лицо или орган, у которого эти документы могут быть получены.

Документы и сведения, указанные в заявлении, материалах, должны быть достоверными. Прилагаемые документы должны представлять собой оригиналы или копии оригиналов (надлежащим
образом оформленные и заверенные). В последнем случае заявитель должен подтвердить достоверность и полноту таких копий. К заявлению, материалам должна быть приложена опись всех представленных
документов и сведений.

Заявитель при подаче заявления, материалов или в течение срока рассмотрения заявления, материалов в дополнение к представленным документам и сведениям вправе представить в
антимонопольный орган любую информацию, которая, по мнению заявителя, является важной для принятия решения о возбуждении дела.

Коммерческая тайна, служебная тайна или иная охраняемая законом тайна, содержащаяся в документах, не может служить основанием для отказа в их предоставлении антимонопольному
органу. При этом заявитель должен указать исчерпывающий перечень документов и сведений, составляющих коммерческую тайну (за исключением документов и сведений, которые не могут являться коммерческой
тайной в соответствии с законодательством Российской Федерации), служебную или иную охраняемую законом тайну.

Заявление, материалы вместе с документами направляются в антимонопольный орган следующими способами:

– почтовое отправление;

– доставка заявителем лично;

– доставка курьером под расписку.

Заявление, материалы считаются представленными со дня их регистрации в канцелярии антимонопольного органа.

Обращаем Ваше внимание на то, что зачастую лица, подающие заявление на действия предполагаемого нарушителя не имеют письменных доказательств обращений и ответов нарушителей, а
ведут устные переговоры, что недопустимо, так как подобные действия затрудняют возможность доказывания нарушения, что может привести к нарушению сроков рассмотрения заявления. Заявители должны
обращаться к органам власти и хозяйствующим субъектам (с заявлением, просьбой, протоколом разногласий и т.п.), обязательно в письменном виде. Заявление надо подавать в канцелярию соответствующего
лица в двух экземплярах. На втором экземпляре заявления сотрудник канцелярии лица, к которому обращается заявитель, обязан сделать отметку о получении соответствующих документов, материалов. При
этом, если лицо, к которому намеревается обратиться заявитель, отказывается принять документы, материалы заявитель может отправить данные документы, материалы в адрес лица почтовым письмом заказным
отправлением с уведомлением, что также будет являться доказательством получения лицом документов, материалов заявителя. Отказ от правомерных требований заявителя либо не представление ответа может
явиться основанием для обращения в антимонопольный орган, если обстоятельства, изложенные в обращении, подпадают под его полномочия.

На основании главы «Порядок и сроки рассмотрения заявления, материалов в антимонопольном органе» (пункты 3.19-3.20, 3.22, 3.26-3.27 Регламента) антимонопольный орган
рассматривает заявление, материалы в срок, не превышающий одного месяца. Течение срока рассмотрения заявления, материалов начинается со дня представления (регистрации) заявления, материалов в
антимонопольном органе.

Срок рассмотрения заявления, материалов может быть продлен в связи с необходимостью получения и анализа антимонопольным органом дополнительных доказательств, позволяющих сделать
вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Срок рассмотрения заявления, материалов может быть продлен антимонопольным органом не более чем на два месяца.

О продлении срока рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган в письменной форме уведомляет заявителя.

В ходе рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у коммерческих и некоммерческих организаций (их должностных лиц), федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Росс ийской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями и правами указанных органов власти органов или
организаций (их должностных лиц), физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными
в заявлении, материалах. Срок представления информации определяется антимонопольным органом, исходя из содержания запрашиваемой информации.

По результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

– о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием признаков его нарушения.

График приема заявлений канцелярией управления: Понедельник-четверг: с 10.00 до 17.00. Пятница: с 10.00 до 16.45.