Астраханские производители не всегда готовы адаптировать свои производственные и управленческие процессы под требования крупных торговых сетей, из-за чего доля представленности местных товаров на полках сетевых магазинов достаточно мала. О нюансах взаимодействия товаропроизводителей Астраханской области с ритейлерами порталу ВолгаПромЭксперт рассказали в региональном министерстве экономического развития. 

На запрос ВолгаПромЭксперт относительно реализации проекта «Школа поставщиков» в ведомстве ответили, что работа по оказанию поддержки местным бизнес-субъектам в части продвижения производимой продукции на полки торговых предприятий региона ведется, но не все зависит от действий самого Минэка. 

В настоящее время с крупнейшими торговыми сетями, работающими в Астраханской области, заключены соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Среди сетей, подписавших документ, «Лента», «Окей», «Тамерлан» (сеть «Покупочка»), «Даир», «Каспий ритейл» (сети «Городок» и «Погребок», «Михайловский». Суть данного документа и его положения в министерстве экономического развития не озвучили, однако отметили, что ведут работу и с теми торговыми предприятиями, которые не подписывали аналогичное соглашение. 

Согласно предоставленным данным, на сегодняшний день астраханские поставщики осуществляют поставки продукции собственного производства в 3 212 торговых точек региона — это 53% от всех стационарных торговых объектов в Астраханской области. При этом в сетевых магазинах, как сообщают в астраханском Минэке, реализуются товары 246 хозяйствующих субъектов региона, более 57% из которых являются товаропроизводителями. 

За консультациями по вопросам разъяснения алгоритмов «входа» в ту или иную торговую сеть с января по июнь 2016 года в ведомство обратились 17 местных товаропроизводителей.

При этом в Минэке отмечают, что продвижение местных астраханских товаров на полки сетевых магазинов осложняется сразу несколькими факторами. Во-первых, это специфика Астраханской области по номенклатуре производимой продукции — многие виды продукции являются сезонными, что делает невозможным их круглогодичную поставку, а именно этот фактор, зачастую, имеет большое значение для ритейла. Во-вторых, агропромышленная направленность и высокая затратность производства не позволяет эффективно выстраивать логистику и прогнозировать необходимые и равномерные объемы производства/поставок в течение всего года, считают в Минэке.

Не менее значительным фактором являются и стандарты сетевых магазинов относительно качества, упаковки, маркировки и прочих тонкостей взаимодействия с поставщиками. Не секрет, что ритейл стремится минимизировать издержки на каждом этапе работы, внедряя современные технологии логистики, коммуникации, и требуя того же от своих партнеров. Жесткие условия договоров с «сетевиками» направлены, прежде всего, на обеспечение бесперебойной работы торговых точек в разных регионах страны, и те поставщики, которые могут и готовы соответствовать данным требованиям, уверенно развиваются и сами, осваивая новые ниши, выходя на новые рынки и совершенствуя собственные бизнес-процессы. 

В министерстве экономического развития Астраханской области признают, что пока работа по адаптации большинства местных поставщиков к условиям торговых сетей идет непросто и призывают астраханских производителей не принимать требования торговых сетей как дискриминацию, а как мотивацию к действию. В ведомстве обещают продолжать разъяснительную работу в данном направлении. 

Напомним, что проект «Школа поставщиков» был создан в феврале 2016 года «в целях оказания поддержки местным товаропроизводителям в части продвижения производимой продукции на полки торговых предприятий региона, в том числе сетевого формата, повышения эффективности налаживания прямого взаимодействия торговых организаций с организациями агропромышленного комплекса и иными товаропроизводителями, адаптации требований к производителям по поставкам продукции в предприятия сетевого ритейла (требования к документообороту, предпродажной подготовке, упаковке, штрихкодированию, условиях оплаты поставленной продукции)».

Ранее, в январе 2016 года, на форуме Общероссийского народного фронта в Ставрополе, работа властей Астраханской области по поддержке местных товаропроизводителей по работе с торговыми сетями была подвергнута критике. Представители ОНФ обратили внимание безрадостные данные мониторинга представленности местных товаров на полках астраханских магазинов, а также на отсутствие какой-либо информационной поддержки астраханских производителей и фермеров по вопросам формирования коммерческих предложений и подготовки необходимой документации, по итогам чего был принят ряд рекомендаций местным органам власти по части улучшения данной работы. Большинство этих рекомендация и легли в основу проекта «Школа поставщиков».