Как сообщает ВолгаПромЭксперт, с 1 октября текущего года вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза железнодорожным
транспортом. 

Предварительное информирование (ПИ) — система, позволяющая извещать таможенные органы о ввозимых в страну товарах до прибытия транспортного средства на границу. Для игроков рынка автомобильных
перевозок процедура ПИ стала обязательной еще летом 2012 года и позволила значительно сократить время таможенного оформления одного автомобиля.

Как отмечает «Российская газета», раньше подготовка копий транзитных деклараций осуществлялась непосредственно на границе и занимала, как правило, не меньше часа. Сейчас перевозчик, отправитель
или получатель груза направляют таможенным органам сведения, необходимые для формирования электронной копии транзитной декларации, за два часа до прибытия автомобиля в пункт пропуска.

Подавать предварительную информацию о железнодорожных грузах будут участники внешне-экономической деятельности, а также ответственные структуры РЖД и железных дорог сопредельных государств.

Предполагается, что необходимые сведения будут поступать от сотрудников РЖД в ФТС России за два часа до того, как поезд остановится в железнодорожном пропускном пункте. Экономические операторы,
таможенные представители, экспедиторы и другие лица, имеющие право распоряжения товарами, должны направить железнодорожникам предварительную информацию еще раньше — за четыре часа до прибытия поезда
на границу.

Данные могут поступать и от администраций иностранных железных дорог. В Северо-Западном федеральном округе электронный документооборот уже налажен с Финляндией, Эстонией, Латвией и Литвой. Есть
некоторые сложности с польской стороной, поскольку в Польше железные дороги обслуживают несколько перевозчиков. Но эту ситуацию планируется урегулировать в ближайшее время.

В порядке эксперимента таможня уже собирает предварительную информацию на железнодорожных пунктах пропуска (ЖДПП). К примеру, в регионе деятельности Калининградской областной таможни с
использованием предварительного информирования ввозится больше 95 процентов товарных партий, перемещаемых железнодорожным транспортом.

Сейчас российские железные дороги модернизируют программные средства, используемые для обмена предварительной информацией с участниками ВЭД и представителями зарубежных железных дорог, сообщил
главный технолог проектно-конструкторского технологического бюро по системам информатизации — филиала РЖД Алексей Крестинин. В частности, завершается разработка специального интернет-портала на сайте
РЖД — аналога существующего программного средства ФТС России, с помощью которого предварительную информацию подают автомобильные перевозчики.

Новая система позволит любому лицу, имеющему право распоряжения товарами, быстро передать железнодорожникам предварительную информацию из товаросопроводительных документов. Достаточно будет
авторизоваться на ресурсе, ввести данные вручную или прикрепить их в виде файла.

Ежедневно через все железнодорожные пункты пропуска на территорию Таможенного союза прибывает около 200 грузовых поездов. По мнению представителей ФТС России и железнодорожников, предварительное
информирование сократит время операции по таможенному оформлению состава в два раза — с 120-200 до 6-90 минут. В случае однородности товаров и соблюдения всех условий ПИ таможенные процедуры в пункте
пропуска можно будет пройти за 15-35 минут.