Очевидно, что по критериям прибыльности самая привлекательная отрасль в России – это нефтегазовая. Но пробиться туда представителю даже среднего бизнеса нереально. Куда же они предпочитают
вкладывать капиталы?

Представители среднего и малого бизнеса в этом вопросе солидарны. Лидируют отрасли, тесно связанные с удовлетворением разнообразных потребностей населения. Это касается производства продуктов
питания, одежды, техники и других товаров, а также оказания различных услуг. В лидерах, без сомнения, и строительная отрасль. Даже мировой кризис и связанные с ним стабилизация цен на недвижимость и
некоторое падение спроса не помешали этой отрасли остаться очень привлекательной для инвестиций. При этом достаточно уютно тут себя чувствуют как маленькие фирмы и частные предприниматели, так и
достаточно крупные компании. И хотя покупка бизнеса () конкурента очень распространена, никто вытеснить мелких игроков даже не пытается.

А вот среди заведений общественного питания преобладает малый бизнес. Крупных игроков в данном сегменте вообще не очень много и зачастую они предпочитают работать по франшизе, а не напрямую. Малый же
бизнес чувствуют себя достаточно комфортно и в премиум классе, и в сегменте фастфуда. Существует только единственное замечание. Очень часто собственники в целях оптимизации налогообложения
искусственно разбивают свою сеть на более мелкие фирмы, что, безусловно, мешает более точному анализу. В результате, хотя и зафиксировано несколько сделок куплю продам бизнес () по факту все еще
по-прежнему принадлежит тому же самому человеку.

Транспортные компании более привлекательны для достаточно крупных капиталов, поэтому преобладают здесь средний бизнес. Хотя на рынке представлены и транснациональные компании, и перевозчики с гаражом
из одной машины, тон они все же не задают. Мелкие перевозчики не всегда могут удовлетворить потребности клиента и зачастую сами работают по контракту с более крупной транспортной компанией. А крупные
фирмы, которые занимается перевозками, уступают более мелким в гибкости и динамичности. Тем более, что с внедрением компьютерных технологий в логистики и организации перевозок, средний капитал
перестал уступать крупному.

Итак, самыми привлекательными для вложения денег остаются строительство, транспорт и общепит. За последние десять лет в этом плане ничего не поменялось. Но вряд ли тройка лидеров сохранится без
изменений и в следующей пятилетке. Все быстрее и быстрее развиваются IT-компании и интернет-коммерция.